Приступая к изложению жития святого Илии, Боговидца и славного
ревнителя по Боге, беззаконных царей обличителя, отступивших от Бога людей наказателя, ложных пророков казнителя, дивного чудотворца,
которому повиновались стихии, которого слушалонебо, великого угодникаБожия, до сих пор пребывающего во плоти и имеющего прийти на землю пред вторым пришествием Христовым, – для более ясногои сильного
доказательства ревности его, которою он поревновал по Господе Боге, в кратких словах предложимте события, которыеслучились прежде него.
Издревле избранные люди Божии, от двенадцати сыновей Израиля
размножившиеся в двенадцать племен, называемых коленами, составляли одно царство, управляемое нераздельно и единовластно одним вождем,
начиная от Моисея и Иисуса Навина и прочих судей Израильских до царей Давида и Соломона
4725. Когда же, по смерти Соломона, на царство вступил сын его Ровоам и когда он в управлении царством, не следуя, по молодостисвоей, советам опытных старцев, а слушая подобных себе юношей, оказался тяжелым для подданных своих, ибо отягощал их чрезмерными налогами и работами, жестоко наказывал их, даже не редко отправлял в ссылки; тогда десять колен отложились от него и избрали себе в цари другого, по имени Иеровоама. Иерововам прежде был рабом Соломона. Однажды Соломон хотел предать его смерти за некоторую с его стороны вину, но Иеровоам убежал в Египет, где и пробыл до смерти Соломона
4726. По смерти же
Соломона он возвратился в землю Израильскую и был избранцарем
коленами израильскими, отложившимися от Ровоама. Ровоам,сын
Соломонов, царствовал в Иерусалиме над двумя только коленами – Иудиным и Вениаминовым; Иеровоамже, раб Соломонов, царствовал над десятью
коленами Израильскими, проживая в городе Сикиме
4727, который им был восстановлен и возобновлен, так как до этого времени был в разрушении. Оставшиеся верными сыну Соломонову два колена были названы царством Иудейским; а десять колен, перешедшие к рабуСоломонову, составили
царство Израильское.
Но так как колена Израилевы, хотя и разделились на два царства, однако, все вместеслужили одному Богу, сотворившему небо иземлю, ибо не могли
иметь ни другого храма, кроме Иерусалимского, построенного Соломоном, ни других священников, кроме поставленных Богом; поэтому во всякое время из царства Израильского люди во множестве ходили в Иерусалим для поклонения и жертвоприношения Господу Богу своему. Видя это, Иеровоам, царь Израильский, начал беспокоиться, говоря:
– Если эти люди всегда так будут ходить в Иерусалим для поклонения Богу, то захотят опять перейти к первому своему царю, сыну Соломонову, а меня убьют.
Размышляя об этом, он начал отыскивать средства, как бы отвратитьИзраильтян от Иерусалима, чтобы они не ходили в Иерусалим. И надумал он преждевсего отвратить их от Бога.
– Невозможно, – сказал он, – оставить им Иерусалим, если сначала они не оставятБога.
Зная же, что народ тот, израильтяне, легко склонен к идолопоклонству и ко всякому нечистому беззаконию, Иеровоам придумал для их богоотступления такую коварную хитрость. Он вылил из золота двух молодых телиц, подобно тому, как древние израильтяне, по выходе своем из Египта, изваяли себе в пустыне золотого тельца, которому и поклонялись вместо истинного Бога (
Исх. 32 гл.). Созвав к себе весь народ израильский и указывая собравшимся на тех двух телиц,Иеровоам сказал:
– Израиль! это – боги твои, которые вывели тебя из земли Египетской. Не ходитеболее в Иерусалим, а симбогам поклоняйтесь.
И поставил он тех телиц в различных местах: одну в Вефиле, а другую в Дане
4728, построив для них прекрасные храмы, установив в честь их
празднества и многие жертвоприношения и назначив для них жрецов; и даже сам исполнял обязанности жреца. Для большего соблазна грехолюбивых людей, Иеровоамприказал, чтобы при тех вылитых из золота
телицеобразных идолах в дни установленных в честь их праздников совершались всякие беззакония.
Так, нечестивый царь, ради временного царствования, и сам отпал от Бога, и все десять колен Израилевых отвратил от Него. После этого царя и другие цари Израильские со всеми подданными своимидержались того же
нечестивого идолопоклонства, как тому научились и привыкли при Иеровоаме.
Премилосердый же Господь, не оставляющий и оставивших Его людей, но, по Своей благости, ищущий их обращения, посылал к Израильтянам Своих святых пророков, чтобы они обличали заблуждения их и увещевали их, избавившись от диавольских сетей, возвратиться опять к благочестивому почитаниюистинного Бога. Между пророками, в разные времена
посылаемыми Богом к Израилю, был послан и великий из пророков, святой Илия,о жизни которого и предстоит нам слово.
По достоверным сказаниям, родинойсвятого пророка Божия Илии была
страна Галаадская, по ту сторону Иордана
4729, пограничная Аравии; город же, в которомродился он, назывался Фесвит,отчего Илия и прозван
Фесвитянином
4730. Происходил Илия из рода Ааронова, от отца, по имени Саваха. Рождение Илии было ознаменовано видением его отцу. В то самое время, когда мать Илии рождала его, Савах увидел белоообразных мужей, которые разговаривали с младенцем, пеленали его огнем и кормили его, влагая в уста его пламень огненный. Устрашенный таким видением,Савах
пошел в Иерусалим и рассказал о видении священникам. Тогда один из них, муж прозорливый, сказалСаваху:
– Не бойся видения относительно твоего сына, но знай, что младенец тот будет сосудом благодатиБожией: слово его будет как огонь, сильно и
действенно, будет велика и ревность его по Господе, и жизнь его будет благоугодна Богу, и будетсудить он Израиляоружием и огнем.
Таково было при рождении Илии знамение и предсказание о нем,указывающее на то, какимон будет, когда возмужает.
Воспитание и обучение свое Илия, как происходящий из священнического рода, получил между священниками; с самых юных лет предавши себя Богу, возлюбил он девственную чистоту, в которой пребывал, как ангел Божий,непорочный пред Богом, чистый душой и телом. Любя же размышлять о Боге, он часто удалялся для безмолвия в пустынныеместа, где подолгу
беседовал наедине с Богом в теплой к Нему молитве, пылая к Нему, как
серафим
4731, пламенною любовью. И сам Илия был любим Богом, так как Бог любит любящих Его. Илия сподоблялся милостивой беседы с Богом и, вследствие своей равноангельской жизни, приобрел к Нему великое
дерзновение: всё, что просил Илия у Бога, он получал, как обретший пред Ним благоволение. Слыша же и видя, с одной стороны,совершающиеся в
развращенном Израиле беззакония: царей – пребывающими в богопротивном нечестии, судей и старейшин – поступающими не по правде, народ –
служащим мерзостям идольским и коснеющим во всяких духовныхи
телесных пороках без страха и боязни Бога, приносящим сыновей и дочерей своих в жертвубесам; а с другой,– ревностных чтителей истинного Бога
претерпевающими всяческие притеснения и гонения, даже до смерти – о всём этом пророк Божий сильно болел сердцем: он то оплакивал погибель столь
бесчисленного множества душ человеческих, то сетовал на жестокое гонение праведных; особенно же он скорбел и страдал душою о бесчестии,
наносимом истинному Богу со стороны нечестивых людей, и всё более и более исполнялся ревностью о славе Божией. Прежде всего Илия молил Бога, дабы обратил Он грешников к покаянию. Но так как Бог требует от грешных людей добровольного обращения,а в ожесточенных сердцем израильтянах не было такого стремления к добру, то пророк Илия, сильно возревновав о
славе Божией и о спасении людей, просил Бога наказать израильтян временно, чтобы хотя таким средством отвратить их от нечестия. Но зная в то же время, что Господь, по Своему человеколюбию и долготерпению, нескор к наказанию, Илия, по великой своей ревности о Нем,осмелился
просить Бога повелеть ему, Илии, наказать законопреступников, в той мысли, что не обратятся ли они к покаянию, когда будут наказаны человеком. И
неотступно просил о сем Илия Бога, пока не получил просимое от всещедрого Господа: премилостивый Господь, как чадолюбивый отец, не хотел опечалить любимого слугу Своего, сыновне Ему служащего и даже самой малой Его заповеди не нарушившего; но так как Илия во всём был послушен Ему и никогда ничем не прогневал Его, то Он и внимал прошениям и молитвам верного раба Своего,не опечаливая его
неисполнением их.
В то время в Израиле царствовал беззаконный царь Ахав, имея стольным городом своим Самарию (этот город был уже третьей столицей царства Израильского: первою столицей был Сихем, в колене Ефремовом, второй – Ферс, в колене Манассиином, третье – Самария, опять в Ефремовом колене). Ахав женился на Иезавели, дочери царя Сидонского Ефваала. Иезавель, как язычница, принесла с собой в новое отечество свое идола Сидонского бога Ваала
4732. Ахав же построил для негов Самарии капищеи поставил там
жертвенник ему, сам поклонялся Ваалу, как богу, и всех израильтян принуждал кланяться сему идолу. Чрез это он вскоре до крайности развил в своем царствеидолопоклонство, чем более всех царей, царствовавших до
него над Израилем, прогневал Господа Бога Вышнего. И вот к этому-то царю и пришел пророк Божий Илия, исполненный ревностипо Боге, и обличал его
в заблуждении, – что он, оставивши Бога Израилева, сам кланяется бесам и вместе с собойвесь народ свой влечет кпогибели. Видя же, что царь не
слушает его увещаний, святой пророк к словам приложил дело, предав наказанию царя – богопротивника и подданных его. Он сказал:
– Жив Господь Бог всемогущий, Бог Израилев, пред Которым я стою
4733, – если в эти годы будет на землю роса или дождь, то не иначе, как только по моему слову.
Сказавши это, Илия ушел от Ахава, и, по слову пророка, небо заключилось и настала засуха: ни одна капля дождя или росы не упала на землю. Вследствие засухи был полный неурожай хлебов, и наступил голод. Ибо, когда
согрешает один царь, и на всех подданных гнев Божий приходит (как и прежде вследствие грехопадения одного Давида страдаловсё царство
4734).
Пророк же Божий Илия ожидал, что Ахав, царь Израильский, будучи
наказан, сознает свое заблуждение, обратится к Богу с покаянием, а вместе с собой обратит на путь истинный и развращенный им народ. Но когда святой Илия увидал, что Ахав, подобно фараону, остается ожесточенным, не только не думает оставить нечестие, но, наоборот, более и более погружается в
бездну зла, преследует и даже убивает людей, благоугождающих Богу своею жизнью,то продолжил наказаниена другой и на третий год. В это время
исполнилось слово первого Боговидца, святого пророка Моисея, сказанное Израилю:
– Будет небо над тобою медью, а земля под тобою железом (
Втор.28:23); потому что при заключившемся небе, земля не имела влаги
4735 и не давала никакого плода.
Так как воздух был всегда зноен, и всякий день от палящего солнца стояла сильная жара, то все деревья, цветы и трава завяли, – плоды погибли, сады, нивы, поля сделались совершенно пусты, и не было на них ни пахаря,ни
сеятеля. Вода в источниках иссякла, малые реки и потоки совсем высохли, а в больших реках количество воды уменьшилось, вся земля сделалось
безводной и сухой, и умирали от голода люди, скот и птицы. Такое наказание постигло не только Израильское царство, но и окрестные страны. Ибо когда в городе загорится один дом, пожар распространяется и на соседние дома. Так случилось и в поднебесной: один народ израильский навлек на себя гнев Божий, а страдала вся вселенная. Но всё сие произошло не столько от гнева Божия,сколько по ревностио славе Божией пророка Илии. Ибо
премилосердый и человеколюбивый Господь,по безмерной благостиСвоей, видя бедствиелюдей и гибельвсяких животных, уже готовбыл послать
дождь на землю, но Он удержался от сего, чтобы исполнить решение Илии и чтобыне оказались ложными слова пророка:
– Жив Господь, – от сего времени не упадет на землю дождь или роса, разве толькопо моему слову.
Сказавший же это настолько был объят ревностью по Боге, что и себя не щадил, ибо знал, что, когда истощится на земле запас пищи, и ему, как и всем людям, предстоит терпеть голод. Но он пренебрегал этим, ибо предпочитал лучше умереть от голода, нежели помиловать нераскаянных грешников, враждующих против Бога.
Что же творит всеблагой
Бог? Он посылает пророка Илию в некоторое уединенное место,далекое от жилищчеловеческих, говоря:
– Иди на восток и скройся у потока Хорафа
4736, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там (
3Цар.17:3–4).
Сделал же сие Господьдля того, чтобы избавить Илию от убиенияего
Иезавелью, чтобы Илия не погиб от голода и чтобы посредством воронов и Хорафского потока возбудить в Илии сострадание к людям, страдающим и погибающим от голода и жажды. Вороны в сравнении с другими птицами обладают особенным свойством (
Пс.146:9): они очень прожорливы и не
имеют никакого чувства жалости даже к птенцам своим, ибо ворон лишь только выведет птенцов своих, покидает их в гнезде, улетая в другое место и обрекая птенцов на смерть от голода. Только Промысл Божий, пекущийся о каждой твари, спасает их от смерти: в рот к ним сами собой прилетают мухи, которых птенцы и проглатывают. И всякий раз, когда вороны, по повелению Божию,прилетая каждый день к пророку,приносили ему пищу, – утром
хлеб, а вечером мясо, совесть в Илии, – этот внутренний в человеке голос Божий,– взывала к его сердцу:
– Смотри, вороны, будучи во природе дикими, лакомыми, прожорливыми, не любящими своих птенцов, как заботятся о твоем пропитании: сами голодны, а тебе приносят пищу. Ты же, сам человек, не имеешь сострадания к людям, и не только людей, но и скот и птиц хочешь уморить голодом.
Также, когда чрез некоторое время увидал пророк поток высохшим, Бог сказал ему:
– Время уже помиловать мучимую тварь и послать ей дождь, чтобы и тебе самомуне умереть от жажды.
Но ревнитель Божий крепился, – напротив, он молил Бога, чтобы не было дождя до тех пор, пока будут наказаны еще не наказанные, и пока погибнут на земле все враги Божии. Тогда опять Господь, премудро склоняя Своегораба к милосердию, послал его в Сарепту Сидонскую
4737, находившуюся не под властью царя Израильского, к бедной вдове, чтобы он размыслил в себе,
какое бедствие нанес он не только людям богатым и состоящим в
супружестве, но и бедным вдовам, которые не только во время голода, но и в годы урожаев хлеба и всякого земного обилия часто не имеют дневного пропитания. Пророк,пришедши к воротамэтого города, увидалвдову,
несущую дрова, не более двух поленьев; ибо у ней в кадке была одна только горсть муки и немного масла в кувшине. Так как Илия был мучим голодом, то он попросил у вдовы кусокхлеба. Вдовица же, поведавши ему о своей
крайней бедности в последнее время, сказала, что она хочет для себя и для своего сына из оставшейся у нее муки приготовить в последний раз обед, а потом им предстоит умеретьот голода. ЧеловекБожий мог бы этим
умилиться и сжалиться над всеми бедными вдовами, страдающими от голода; но великая ревность по Боге, побеждала всё, и он не оказывал никакого милосердия к погибающей твари, желая прославить Творца и показать всей вселенной Его всемогущую силу. Имея же от Бога, по вере своей,дар чудотворения, Илия сотворилтак, что мука и маслов доме
вдовицы оставались неистощимы; и он был питаем вдовицей до тех пор, пока прекратился голод. Пророк и умершегосына вдовицы воскресилмолитвою,
соединенною с троекратным дуновением на умершего, как о том написано в Слове Божием. Существует сказание об этом воскрешенном сыне вдовицы, что имя ему было
Иона, что именно он, придя в возраст, сподобился
пророческого дара, был послан в Ниневию проповедовать покаяние; будучи же поглощен в море китом и чрез три дня выброшен им, прообразовал собою тридневное Христово воскресение, как в пророческой книге и в житии
его
4738 подробно повествуется.
По прошествии трех бездождливых и голодных лет, всеблагой Бог, видя создание Свое совершенно уничтожающимся на земле от голода,
умилосердился и сказалрабу Своему Илии:
– Пойди, явись Ахаву; я хочу помиловать творение Свое и по твоему слову послать дождь на высохшую землю, напоить ее и сделать плодоносною. Ахав уже склоняется к покаянию, ищет тебя и готов послушаться тебя во всём, что ты прикажешь ему.
Пророк тотчас же из Сарепты Сидонской отправился в Самарию, стольный город Израильского царства. У царя Ахава был в то время домоправителем некто Авдий, верный слуга ему и человек богобоязненный. Он скрыл от
убиения Иезавелью сто пророков Господних, поместив их в двух пещерах, по пятидесяти в каждой, и питал их хлебом и водой. Призвав к себе этого домоправителя, царь Ахав (еще до прихода к нему Илии) послал его поискать при высохших потоках травы, чтобы было чем прокормить уже немногих
оставшихся в живых коней и другой скот. Лишь только Авдий вышел из города, то встретилсвятого пророка Илию, поклонился ему до земли и
сказал, что Ахав тщательно искал его во всём царстве своем. Святой Илия отвечал Авдию:
– Поди, скажигосподину своему: вот я, Илия, иду к нему. Авдийотказывался, говоря:
– Боюсь, как бы, когда я пойду от тебя, Дух Господень не перенес тебя в другую страну, и я окажусь тогда лжецом пред господином своим, и он, разгневавшись на меня, убьет меня. Илия отвечал:
–Жив Господь сил, пред Которымя предстою! сегодняже я покажусь Ахаву!
Авдий воротился и сказал царю. Ахав поспешил выйти навстречу человеку Божию. Когда же он увидал Илию, то от затаенной в нем злобы к пророку, не мог удержаться от жестокого слова и сказалИлии:
–Ты ли это, развращающий Израиля?
Пророк же Божий безбоязненно отвечал Ахаву:
– Не я развращаю Израиля, а ты и дом отца твоего, оставившие Господа Бога своего и почитающие скверного Ваала.
После сего пророк Божий, как имеющий в себе силу помощи Божественной, началсо властью приказывать царю, говоря:
– Немедленно пошли и собери ко мне на гору Кармил
4739 все десять колен Израилевых, приведи четыреста пятьдесят нечестивых пророков, служащих другим идоламна горах высоких и в рощах
4740, питающихся от стола
Иезавели; пусть они вступят в спор со мною о Боге, и увидим, который есть Бог истинный.
Тотчас же царь, разославгонцов по всей земле Израильской, собрал
бесчисленное множество народа, и всех нечестивых пророков и жрецов созвал на гору Кармил,и сам туда пришел.
Тогда ревнитель Божий Илия, ставши пред собравшимися, обратился к царю и ко всему Израильскому народу с такими словами:
– Долго ли вы будете хромать на оба колена ваши? Если Господь Бог, выведший вас рукою крепкою из Египта, есть Бог, то почему не следуете Ему? Если же Ваал есть бог ваш, то идите за ним.
Народ молчал, да и не мог что-нибудь ответить, ибо всякий израильтянин своею совестью был обличаем в заблуждении. Тогда Илия продолжал:
– Вот что: чтобы вам ныне познатьистинного Бога, делайтето, что я буду приказывать вам. Вы видите, что я только один во всем Израиле остался пророком Господним; всех же другихпророков вы убили; видите также, сколь много здесь пророков Вааловых. Итак, дайте нам двух тельцов для жертвоприношения, одного мне, а другого жрецам Вааловым; но огня не надо нам. На чью жертвус неба спадет огонь и попалит ее, бог того и есть
истинный Бог, и все должны поклониться Ему, а не признающие Его, пусть будут преданы смерти.
Выслушав эти слова, весь народ одобрилрешение пророка Божия и сказал:
–Пусть будет так; слово твое хорошо.
Когда же в средину собрания были приведены тельцы, святой Илия сказал нечестивым пророкам Вааловым:
– Выберите себе одного тельца, и вы первые приготовьте жертву, ибо вас много, а я один, и приготовлю после.Положив же на дрова тельца,огня не
возжигайте, но молитесь вашему богу Ваалу, чтобы он с неба послал огонь и сжегвашу жертву.
Бесстыдные пророки так и поступили. Бросив жребий, они взяли тельца, разделилиего на части, положили их на жертвенник поверхдров, и начали
молится Ваалу своему, чтобы он послал огонь на жертву их. Они призывали имя его с утра до полудня, крича:
–Послушай нас, Ваал, послушай!
Но не было ни голоса, ни ответа. Принялись они скакать вокруг жертвенника, но всёнапрасно. В полденьпророк Божий посмеялся над ними:
– Кричите громче, – говорил он, – чтобы бог ваш услыхал вас; должно быть, он сейчас не свободен: или занят чем-нибудь, или с кем беседует, или пирует,или уснул
4741; кричите как можно громче, чтобы разбудить его.
Лжепророки громким голосом звали Ваала и, по обычаю своему, кололи себя ножами,а другие били себя бичамидо крови. Пред наступлением вечера
святой Илия Фесвитянин сказалим:
–Замолчите и перестаньте; уже время быть моей жертве.
Почитатели Ваала перестали. ТогдаИлия, обратясь к народу, сказал:
–Подойдите ко мне!
Все подошли к нему. Пророк взял двенадцать камней по числу колен Израилевых, построил из них жертвенник Господу, затем, положивна
жертвенник дрова, разделил тельца на части, положил их на дрова, вокруг жертвенника выкопал ров и приказал людям, чтобы они, взяв четыре ведра, лили воду на жертву и на дрова; так и сделали. Илия приказал повторить;повторили. Приказал в третий раз сделать то же,и сделали. Вода полилась
вокруг жертвенника, и ров наполнился водой. И возопилИлия к Богу, обратив взор свой к небу, говоря:
– Господи Боже Авраамов, Исааков и Иаковлев! Услышь ныне меня, раба Твоего, и пошли с неба огонь на жертву, чтобы все сии люди ныне познали, что Ты един Бог Израилев, а я – раб Твой, и Тебепринес жертву сию!
Услышь меня, Господи, ответь мне огнем, чтобы сердца людей сих обратились к Тебе.
И упал от Господа с неба огонь
4742 и уничтожил всё сожигаемое, – и дрова, и камни, и золу, и даже воду, которая была во рву, – всё истребил огонь. При виде этого весь народпал лицом на землю
4743, взывая:
– Воистину Господь есть Бог един, и нет другого Бога, кроме Него! Илия сказал народу:
– Задержите пророковВааловых, чтобы ни один из них не убежал.
Народ исполнил его приказание, и Илия отвел их к потоку Киссону, впадающему своими водами в Великое море
4744. Там он своими руками заколол их
4745 и нечестивые трупы их бросилв воду, чтобы земля не
осквернилась ими и чтобы воздух не заражался смрадом от них. После этого святойИлия велел царю Ахаву скорее пить и есть и запрягать конейв
колесницу, чтобы отправиться в путь, потомучто скоро пойдетбольшой
дождь, который омочит всё. Когда Ахав сел есть и пить, Илия взошел на гору Кармил.Наклонившись к земле, он положил лицо свое между коленами
своими и молился Богу о ниспослании дождя на землю. Тотчасже по
молитве его, как бы ключом, отверзлись небеса и выпал большой дождь, который омочил всех ижаждущую землю обильнонапоил. Тогда Ахав,
сознав свое заблуждение, на пути в Самарию оплакивал грехи свои. Святой же Илия, опоясав чресла свои, пеший шел впереди его, радуясь о славе Господа Бога своего.
Нечестивая царица, жена Ахава, Иезавель, узнавши о всём происшедшем, страшноразгневалась на Илию за погубление ее бесстыдных пророкови,
клянясь своими богами, послаласказать ему, что назавтрашний день, в тот
самый час, в который Илия убил пророков Ваала, она убьет его. Святой Илия устрашился смерти, ибо был человек со всеми свойственными людям
немощами, как и сказано о нем: «Илия был человек подобный нам (
Иак.5:17). Из-за угроз Иезавели он бежал в Вирсавию
4746, в царство Иудейское, и пошел в пустынюодин. Прошедши пустынеюодин день он сел под
можжевеловым кустом отдохнуть. Терзаемый печалью, он стал просить у Бога смерти себе, говоря:– Господи! довольно для меня, что я до сих пор жил на земле; возьми теперь душумою; ужели я лучше отцов моих?!
Пророк сказал так не вследствие скорби от гонения на него, но как ревнитель Божий, не терпящий злобы человеческой, бесчестия Божия и поношения пресвятого имени Господня: для него легче было умереть, чем слышать и видеть беззаконных, презирающих и отвергающих Бога своего. С такою
молитвою на устах Илия лег и уснул под деревом. И вот касается его ангел Господень, говоря:
–Встань, ешь и пей.
Поднявшись, Илия увидал у своего изголовья теплый опреснок и кувшин воды, встал, поел, напился воды и опять уснул. Ангел Господень вторично коснулся его, говоря:
–Встань, ешь и пей, ибо тебе предстоит далекий путь.
Илия, вставши, еще поел, напился воды и подкрепившись этою пищею, шел сорок дней и сорокночей до горы Божией Хорива
4747, где поселился в
пещере. Здесь собеседником ему был Сам Господь Бог, Который явился ему в легком ветре, тихо дующем в чистом воздухе. Когда приближался к нему Господь, предшествовали страшные знамения Его явления: сначалабыла
сильная буря, разрушающая горы и разбивающая скалы, потом шел огонь, но в огне не было Господа; после огня веяние легкого ветра; тут и был Господь
4748. Когда Илия услышал прохождение Господа, он закрыл лицо
свое плащом и, вышедши из пещеры, встал около нее. Он услыхал Господа, говорящего ему:
– Что ты здесь делаешь, Илия? Илия ответил:
– Ревнуя возревновал я о Тебе, Господе Вседержителе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, жертвенники Твои разрушили и пророков Твоих убили мечом; осталсяя один, но моей души ищут, чтобы отнять ее.
Господь же, утешая Илию в печали его, открыл ему, что не весь Израильский народ отступил от Него, но Он имеет семь тысяч тайных рабов Своих,
которые не преклоняли колен своих пред Ваалом. Вместе с тем Господь возвестил Илии о предстоящей в скором времени погибели Ахава и Иезавели и всего дома их, и повелел Илии предназначить на Израильское царство
некоторого достойного мужа. по имени Ииуя, который и имел истребить весь род Ахавов, а Елисея – помазать во пророка
4749.Так, утешив раба Своего, Господь отошел от него. Угодник же Божий, по повелению Господню, ушел от Хорива,по пути встретилЕлисея, сына Сафатова, пашущим землю
двенадцатью парами волов; возложив на него свой плащ, святой Илия объявил ему волю Господню, нарек его пророком и приказал ему идти за собою. Елисей же сказал Илии:
– Умоляю тебя, отпусти меня на короткое время проститься с отцом и матерью моими, и тогда я пойду за тобою.
Святой Илия не воспрепятствовал этому. Елисей же, пришедши домой, заколол пару волов, на которых сам пахал, устроил угощение соседям и родственникам, а затем, простившись с родителями, ушел к Илии и всюдуследовал за ним, будучи для него слугой и его учеником.
В это время царь Ахав, под влиянием своей нечестивой жены Иезавели, к прежним беззакониям прибавил новое, следующее.
У одного израильтянина, по имени Навуфея, был виноградник близ владения царя Ахава в Самарии. Ахав предложил Навуфею:
– Уступи мне твой виноградник, чтобы он служил для меня садом, ибо он находится близ моегодворца. Тебе же я дам другой, много лучше этого;а
если тебе это не угодно будет, то деньгами заплачу тебе за твой виноградник. Навуфей отвечал:
–Сохрани меня Господь,чтобы я отдал тебе наследиемоих предков
4750.
Ахав возвратился в дом свой смущенный и оскорбленный ответом Навуфея, и от досадыне мог есть хлеба.Иезавель же, узнавпричину печали его,
подсмеялась над ним говоря:
– Ужели такова твоя, царь Израилев, власть, что даже на одном человеке ты не силен проявить свою волю? Но перестань печалиться, ешь хлеб и подожди немного времени: я сама отдамтебе в руки виноградник Навуфея.
Сказавши это, она написала от имени царя приказание старейшим гражданам израильским и приложила к нему царскую печать. Написано же было, чтобы они возвели на Навуфея ложное обвинение, будто он злословил Бога и царя, и, представивши лжесвидетелей, побили бы его за городом камнями. И
совершилось то несправедливое убийствопо беззаконному приказанию. После казни ни в чем неповинного Навуфея, Иезавель сказалаАхаву:
–Теперь наследуй виноградник без денег, ибо Навуфея уже нет в живых.
Ахав, услыхав об убийстве Навуфея, немного опечалился, а потом пошел в виноградник, чтобы принять его в свое владение
4751. На пути встретил его, по повелению Божию,святой пророк Илия и сказалему:
–Так как ты несправедливо убил невинного Навуфеяи незаконно завладел
его виноградником, то посемуговорит Господь: на том, самом месте,где псы
лизали кровь Навуфея, псы полижут и твою кровь; также и жену твою Иезавель съедят псы, и весьдом твой будетистреблен.
Ахав, услыхав эти слова, заплакал, снял с себя царские одежды, оделся во вретище и наложил на себя пост
4752. И столь малое покаяние Ахава пред Господом возымело такую силу, что исполнение назначенного наказания всему дому его было отложено на время после смерти Ахава. Ибо Господь сказалСвоему пророку Илии:
– поелику Ахав смирился, то не наведу Я бед на дом его при его жизни, но при сыне его.
После сего Ахав прожил три года и был убит в сражении
4753. С места битвы он был отвезен на колеснице в Самарию, и его кровь, текущую с колесницы, лизали псы, как и предсказал пророк Божий. Также и всё, что предсказано было об Иезавели и всем Ахавовом доме, исполнилось потом в свое время, уже по взятии святогоИлии на небо (
4Цар. 9:1–37).
По смерти Ахава вместо него воцарился сын его Охозия, который оказался наследником как престола, так и нечестия отцовского, ибо, слушая свою нечестивую мать Иезавель, он поклонялся и приносил жертвы Ваалу, чем очень прогневал Бога Израилева. Однажды,вследствие неосторожности,
Охозия упал из окна своего дома и очень сильно заболел. Он отправил послов к ложномубогу Ваалу, собственно же к бесу,который жил в идоле
Вааловом и давал ложные ответы обращавшимся к нему с вопросами. К тому бесуон и послал спросить о своем здоровье, выздоровеет ли он от болезни.
Когда послы Охозии шли к Ваалу, на пути, по повелению Божию, предстал им пророк Илия и сказал:
– Разве нет Бога в Израиле, что вы идете спрашивать у Ваала? Возвратитесь и скажите пославшему вас царю, – так говорит Господь: с постели, на которую ты слег,не встанешь, но умрешьна ней.
Возвратившись, посланные передали эти слова больному царю. Царь спросил их:
– Каков видом человек, сказавший вам эти слова? Они отвечали:
– Человек тот весь в волосах и по чреслам своим подпоясан кожаным поясом. Царь сказал:
–Это Илия Фесвитянин.
И послал он старейшего пятидесятиначальника и с ним пятьдесят человек, чтобы они взяли Илию и привели к нему. Те пошли и увидали Илию на горе