ЧУДЕСА И ЖИТИЕ СВЯТОГО ПРОРОКА ИЛИИ

Память 20 июля / 2 августа
Почему Илия?
Иногда, по месту рождения в городе Фисвы, пророка Илию называют Илия Фесви́тянин. Элийяху означает «Мой Бог».
Родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Когда родился Илия, отцу его Соваку было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным.
С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы.

Пророк божия Илия истинный ревнитель по Господу Богу, поборник чистоты веры, грозный обличитель идолопоклонства и нечестия, является самый почитаемый ветхозаветным святым.

ПРОПОВЕДЬ

«Пророк Илия» иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski

 2 августа Церковь Христова чтит память пророка Божия Илии. Имя «Илия» означает: «Мой Бог - …». И далее следует молчание. Потому что Бог наш безымянен. У библейского Бога нет имени. Потому что нет в человеческом языке слова, котороемогло бы Его именовать. И даже на еврейском библейском языке имя Божие передается непроизносимой тетраграммой. Долгое время богословие считало, что это, названное Самим Богом Моисею - Его Имя - следует переводить, как «Сущий» (Исх.3,14). Ведь если попытаться прочувствовать, кем же назвал Себя Бог Моисею, должно нарушить законы языка, и вместо «Сущий» сказать«Я Буду Быть». Ведь Бог — это единственное бытие, которое обладаетправом, властью и суверенитетом сказатьо себе, что Он будет быть. Удивительное, ломающее параметры человеческого языка определение Богом Себя Самого. Удивительное Имя Божье.

Илия был пророком этого Бога. В IX веке, то есть почти за тысячу лет до Рождества Христова, Илия противостоял всемуЦарству Израиля, котороев то время служило и поклонялось Ваалу. Мерзкому, гадкому, отвратительному, жестокому и плотоядному божеству плодородия. Гласом Божьим Илия навел на Землю Израильскую более чем трехлетний голод. И посмеялся устами божественного  гласанад   этим  псевдо-божеством  псевдо-плодородия. В жизни Илии было и жертвоприношение, котороеВаал просто не смог принять. Потомучто, как об этом говорилИлия, «он, наверное, глух, или занятили спит» (3 Цар.18,27). Илия был действительно великим пророком, которыйопрокидывал идолов, противостоял царям и уничтожал сатанинских жрецов. Но он же был гоним,скрывался в пустыне.И ворон кормил Илию, когдапища человеческая оскудела. В отчаянии о глубине идолопоклонства в ИзраилеИлия просил Бога забрать его из этой жизни. Беззаконие, безбожие и гонение мучили пророка. Господь же явил себя ему не в громе, не в молнии, не в буре и не в натиске, но в дуновении ветра. И словно подтверждая правоту Илии – божественную силу провозвестия, которогоне могла более терпеть пропитанная идолами земля – Бог забрал его в небеса на огненной колеснице. Илия взошел на небо, чтобы вернутьсяспустя тысячу лет в Огне Преображения Господня. Чтобы там, в мистике света и огня, на Святой Горе (1 Пет.1,18) предстать вместе с Моисеемв сиянии таком белоснежном, как «на земле   белильщик                 не                   может                  выбелить»                  (Мк.9,3). Но это не все. Ибо пророк Илия вернется в конце времен,как об этом свидетельствует Малахияи новозаветный Апокалипсис. Эта правда о грядущем возвращении Илии должна быть частью нравственного поучения, которое мы, как община, должны вынести для себя в день этого праздника. Илия придет. Он будет готовить мир к Пришествию Христову, напоминая людям о правде. Православные христиане должны возродить в себе веру во Второе Пришествие Господа. Вера в Пришествие - важный и легитимный элемент Символа Веры, такой же, как и исповедание веры в Единого Бога, в Господа Иисуса,Святого Духа и единство, святость,кафоличность и апостоличность Христовой Церкви. ГосподьИисус вскоре вернетсясо славой. Задавшись вопросом о нашем восприятии Пришествия Господня, мы признаем, что мы, как община и Церковь, утратили эту веру. Мы не ждем Господня     Пришествия,     но только      боимся      апокалипсиса. Страх апокалиптических времен и ужасов,которые рисует нам наше воображение, упраздняет ожидание Пришествия. Неподлинные, ложные и лживые лжепророки секулярности пророчат, подобножрецам Ваала, всевозможные катастрофы, болезни и напасти.На их лицах смерть, а в сердцахи умах – культ плодородия. Они пытаются навязать нам мнимое спасение. Церкви закрываются, но строятся банки. Ведь подлинныйбог современности
– Ваал. Ваалуможно противостать тольковерой в ЕдиногоБога, вошедшего в историю и вошедшего во время. Бог именуется «Иисус». «Иисус» означает спасение.  И                         только                           спасением                    именуется           Бог. В израильском народесуществовала традиция оставлятьза трапезой место для Илии. Приоткрытой оставлялии дверь для возможности его входа. Знали,что

Илия, вернувшись, может зайти. В этот воскресный день да создадим в себе это сказочное, библейское настроение. Попробуем приоткрыть наши двери. Там, где пьем чай, там, где пища и хлеб, вспомним, как близко Господь.Будем ждать его Пришествия.

иерей АвгустинСоколовски / Dr.Augustin Sokolovski

ЖИТИЕ ПРОРОКА ИЛИИ ФЕСВИТЯНИНА

Один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета. Он ро- дился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Хри- стова. Когда родился Илия, отцу его Соваку было видение, что благообраз- ные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем ог- ненным. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава- идолопоклонника, который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял народ ев- рейский делать то же. Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод. Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему воро- ны носили пищу,и более двух лет у одной вдовы в г. Сарепте. Через три с
половиною года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли ис- тинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника – один Ваалу, а дру- гой – Богу, и сказал: «Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жерт- венник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол» (см. 3Цар.18,21- 24). Сначала сделалижертвенник Ваалу, набросалидров, закололи быка,а
жрецы Вааловы стали молиться своему идолу: «Ваал, Ваал, пошли нам с неба огонь». Но ответа никакого не было, и огонь с неба на Ваалов жертвенник не сошел. Вечером Илия сделал свой жертвенник, положил дрова, полил их прежде водою и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и попалил не только дрова и жертву, но и воду и камни жертвенника. Когда народ увидел это чудо, то прославил истинного Бога и снова в Него уверовал.
За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей.Затем в Преображении Господнем он явился вместес проро-

ком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фа- вор. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телес- ную смерть.
Пророку Илии молятся о даровании дождяво время засухи.

ЖИТИЕ И ЧУДЕСА СВЯТОГО ПРОРОКА ИЛИИ

Приступая к изложению жития святого Илии, Боговидца и славного
ревнителя по Боге, беззаконных царей обличителя, отступивших от Бога людей наказателя, ложных пророков казнителя, дивного чудотворца,
которому повиновались стихии, которого слушалонебо, великого угодникаБожия, до сих пор пребывающего во плоти и имеющего прийти на землю пред вторым пришествием Христовым, – для более ясногои сильного
доказательства ревности его, которою он поревновал по Господе Боге, в кратких словах предложимте события, которыеслучились прежде него.
Издревле избранные люди Божии, от двенадцати сыновей Израиля
размножившиеся в двенадцать племен, называемых коленами, составляли одно царство, управляемое нераздельно и единовластно одним вождем,
начиная от Моисея и Иисуса Навина и прочих судей Израильских до царей Давида и Соломона4725. Когда же, по смерти Соломона, на царство вступил сын его Ровоам и когда он в управлении царством, не следуя, по молодостисвоей, советам опытных старцев, а слушая подобных себе юношей, оказался тяжелым для подданных своих, ибо отягощал их чрезмерными налогами и работами, жестоко наказывал их, даже не редко отправлял в ссылки; тогда десять колен отложились от него и избрали себе в цари другого, по имени Иеровоама. Иерововам прежде был рабом Соломона. Однажды Соломон хотел предать его смерти за некоторую с его стороны вину, но Иеровоам убежал в Египет, где и пробыл до смерти Соломона4726. По смерти же
Соломона он возвратился в землю Израильскую и был избранцарем

коленами израильскими, отложившимися от Ровоама. Ровоам,сын
Соломонов, царствовал в Иерусалиме над двумя только коленами – Иудиным и Вениаминовым; Иеровоамже, раб Соломонов, царствовал над десятью
коленами Израильскими, проживая в городе Сикиме4727, который им был восстановлен и возобновлен, так как до этого времени был в разрушении. Оставшиеся верными сыну Соломонову два колена были названы царством Иудейским; а десять колен, перешедшие к рабуСоломонову, составили
царство Израильское.
Но так как колена Израилевы, хотя и разделились на два царства, однако, все вместеслужили одному Богу, сотворившему небо иземлю, ибо не могли
иметь ни другого храма, кроме Иерусалимского, построенного Соломоном, ни других священников, кроме поставленных Богом; поэтому во всякое время из царства Израильского люди во множестве ходили в Иерусалим для поклонения и жертвоприношения Господу Богу своему. Видя это, Иеровоам, царь Израильский, начал беспокоиться, говоря:
– Если эти люди всегда так будут ходить в Иерусалим для поклонения Богу, то захотят опять перейти к первому своему царю, сыну Соломонову, а меня убьют.
Размышляя об этом, он начал отыскивать средства, как бы отвратитьИзраильтян от Иерусалима, чтобы они не ходили в Иерусалим. И надумал он преждевсего отвратить их от Бога.
– Невозможно, – сказал он, – оставить им Иерусалим, если сначала они не оставятБога.
Зная же, что народ тот, израильтяне, легко склонен к идолопоклонству и ко всякому нечистому беззаконию, Иеровоам придумал для их богоотступления такую коварную хитрость. Он вылил из золота двух молодых телиц, подобно тому, как древние израильтяне, по выходе своем из Египта, изваяли себе в пустыне золотого тельца, которому и поклонялись вместо истинного Бога (Исх. 32 гл.). Созвав к себе весь народ израильский и указывая собравшимся на тех двух телиц,Иеровоам сказал:
– Израиль! это – боги твои, которые вывели тебя из земли Египетской. Не ходитеболее в Иерусалим, а симбогам поклоняйтесь.
И поставил он тех телиц в различных местах: одну в Вефиле, а другую в Дане4728, построив для них прекрасные храмы, установив в честь их
празднества и многие жертвоприношения и назначив для них жрецов; и даже сам исполнял обязанности жреца. Для большего соблазна грехолюбивых людей, Иеровоамприказал, чтобы при тех вылитых из золота

телицеобразных идолах в дни установленных в честь их праздников совершались всякие беззакония.
Так, нечестивый царь, ради временного царствования, и сам отпал от Бога, и все десять колен Израилевых отвратил от Него. После этого царя и другие цари Израильские со всеми подданными своимидержались того же
нечестивого идолопоклонства, как тому научились и привыкли при Иеровоаме.
Премилосердый же Господь, не оставляющий и оставивших Его людей, но, по Своей благости, ищущий их обращения, посылал к Израильтянам Своих святых пророков, чтобы они обличали заблуждения их и увещевали их, избавившись от диавольских сетей, возвратиться опять к благочестивому почитаниюистинного Бога. Между пророками, в разные времена
посылаемыми Богом к Израилю, был послан и великий из пророков, святой Илия,о жизни которого и предстоит нам слово.
По достоверным сказаниям, родинойсвятого пророка Божия Илии была
страна Галаадская, по ту сторону Иордана4729, пограничная Аравии; город же, в которомродился он, назывался Фесвит,отчего Илия и прозван
Фесвитянином4730. Происходил Илия из рода Ааронова, от отца, по имени Саваха. Рождение Илии было ознаменовано видением его отцу. В то самое время, когда мать Илии рождала его, Савах увидел белоообразных мужей, которые разговаривали с младенцем, пеленали его огнем и кормили его, влагая в уста его пламень огненный. Устрашенный таким видением,Савах
пошел в Иерусалим и рассказал о видении священникам. Тогда один из них, муж прозорливый, сказалСаваху:
– Не бойся видения относительно твоего сына, но знай, что младенец тот будет сосудом благодатиБожией: слово его будет как огонь, сильно и
действенно, будет велика и ревность его по Господе, и жизнь его будет благоугодна Богу, и будетсудить он Израиляоружием и огнем.
Таково было при рождении Илии знамение и предсказание о нем,указывающее на то, какимон будет, когда возмужает.
Воспитание и обучение свое Илия, как происходящий из священнического рода, получил между священниками; с самых юных лет предавши себя Богу, возлюбил он девственную чистоту, в которой пребывал, как ангел Божий,непорочный пред Богом, чистый душой и телом. Любя же размышлять о Боге, он часто удалялся для безмолвия в пустынныеместа, где подолгу
беседовал наедине с Богом в теплой к Нему молитве, пылая к Нему, как
серафим4731, пламенною любовью. И сам Илия был любим Богом, так как Бог любит любящих Его. Илия сподоблялся милостивой беседы с Богом и, вследствие своей равноангельской жизни, приобрел к Нему великое

дерзновение: всё, что просил Илия у Бога, он получал, как обретший пред Ним благоволение. Слыша же и видя, с одной стороны,совершающиеся в
развращенном Израиле беззакония: царей – пребывающими в богопротивном нечестии, судей и старейшин – поступающими не по правде, народ –
служащим мерзостям идольским и коснеющим во всяких духовныхи
телесных пороках без страха и боязни Бога, приносящим сыновей и дочерей своих в жертвубесам; а с другой,– ревностных чтителей истинного Бога
претерпевающими всяческие притеснения и гонения, даже до смерти – о всём этом пророк Божий сильно болел сердцем: он то оплакивал погибель столь
бесчисленного множества душ человеческих, то сетовал на жестокое гонение праведных; особенно же он скорбел и страдал душою о бесчестии,
наносимом истинному Богу со стороны нечестивых людей, и всё более и более исполнялся ревностью о славе Божией. Прежде всего Илия молил Бога, дабы обратил Он грешников к покаянию. Но так как Бог требует от грешных людей добровольного обращения,а в ожесточенных сердцем израильтянах не было такого стремления к добру, то пророк Илия, сильно возревновав о
славе Божией и о спасении людей, просил Бога наказать израильтян временно, чтобы хотя таким средством отвратить их от нечестия. Но зная в то же время, что Господь, по Своему человеколюбию и долготерпению, нескор к наказанию, Илия, по великой своей ревности о Нем,осмелился
просить Бога повелеть ему, Илии, наказать законопреступников, в той мысли, что не обратятся ли они к покаянию, когда будут наказаны человеком. И
неотступно просил о сем Илия Бога, пока не получил просимое от всещедрого Господа: премилостивый Господь, как чадолюбивый отец, не хотел опечалить любимого слугу Своего, сыновне Ему служащего и даже самой малой Его заповеди не нарушившего; но так как Илия во всём был послушен Ему и никогда ничем не прогневал Его, то Он и внимал прошениям и молитвам верного раба Своего,не опечаливая его
неисполнением их.
В то время в Израиле царствовал беззаконный царь Ахав, имея стольным городом своим Самарию (этот город был уже третьей столицей царства Израильского: первою столицей был Сихем, в колене Ефремовом, второй – Ферс, в колене Манассиином, третье – Самария, опять в Ефремовом колене). Ахав женился на Иезавели, дочери царя Сидонского Ефваала. Иезавель, как язычница, принесла с собой в новое отечество свое идола Сидонского бога Ваала4732. Ахав же построил для негов Самарии капищеи поставил там
жертвенник ему, сам поклонялся Ваалу, как богу, и всех израильтян принуждал кланяться сему идолу. Чрез это он вскоре до крайности развил в своем царствеидолопоклонство, чем более всех царей, царствовавших до
него над Израилем, прогневал Господа Бога Вышнего. И вот к этому-то царю и пришел пророк Божий Илия, исполненный ревностипо Боге, и обличал его

в заблуждении, – что он, оставивши Бога Израилева, сам кланяется бесам и вместе с собойвесь народ свой влечет кпогибели. Видя же, что царь не
слушает его увещаний, святой пророк к словам приложил дело, предав наказанию царя – богопротивника и подданных его. Он сказал:
– Жив Господь Бог всемогущий, Бог Израилев, пред Которым я стою4733, – если в эти годы будет на землю роса или дождь, то не иначе, как только по моему слову.
Сказавши это, Илия ушел от Ахава, и, по слову пророка, небо заключилось и настала засуха: ни одна капля дождя или росы не упала на землю. Вследствие засухи был полный неурожай хлебов, и наступил голод. Ибо, когда
согрешает один царь, и на всех подданных гнев Божий приходит (как и прежде вследствие грехопадения одного Давида страдаловсё царство4734).
Пророк же Божий Илия ожидал, что Ахав, царь Израильский, будучи
наказан, сознает свое заблуждение, обратится к Богу с покаянием, а вместе с собой обратит на путь истинный и развращенный им народ. Но когда святой Илия увидал, что Ахав, подобно фараону, остается ожесточенным, не только не думает оставить нечестие, но, наоборот, более и более погружается в
бездну зла, преследует и даже убивает людей, благоугождающих Богу своею жизнью,то продолжил наказаниена другой и на третий год. В это время
исполнилось слово первого Боговидца, святого пророка Моисея, сказанное Израилю:
– Будет небо над тобою медью, а земля под тобою железом (Втор.28:23); потому что при заключившемся небе, земля не имела влаги4735 и не давала никакого плода.
Так как воздух был всегда зноен, и всякий день от палящего солнца стояла сильная жара, то все деревья, цветы и трава завяли, – плоды погибли, сады, нивы, поля сделались совершенно пусты, и не было на них ни пахаря,ни
сеятеля. Вода в источниках иссякла, малые реки и потоки совсем высохли, а в больших реках количество воды уменьшилось, вся земля сделалось
безводной и сухой, и умирали от голода люди, скот и птицы. Такое наказание постигло не только Израильское царство, но и окрестные страны. Ибо когда в городе загорится один дом, пожар распространяется и на соседние дома. Так случилось и в поднебесной: один народ израильский навлек на себя гнев Божий, а страдала вся вселенная. Но всё сие произошло не столько от гнева Божия,сколько по ревностио славе Божией пророка Илии. Ибо
премилосердый и человеколюбивый Господь,по безмерной благостиСвоей, видя бедствиелюдей и гибельвсяких животных, уже готовбыл послать
дождь на землю, но Он удержался от сего, чтобы исполнить решение Илии и чтобыне оказались ложными слова пророка:

– Жив Господь, – от сего времени не упадет на землю дождь или роса, разве толькопо моему слову.
Сказавший же это настолько был объят ревностью по Боге, что и себя не щадил, ибо знал, что, когда истощится на земле запас пищи, и ему, как и всем людям, предстоит терпеть голод. Но он пренебрегал этим, ибо предпочитал лучше умереть от голода, нежели помиловать нераскаянных грешников, враждующих против Бога.
Что же творит всеблагой Бог? Он посылает пророка Илию в некоторое уединенное место,далекое от жилищчеловеческих, говоря:
– Иди на восток и скройся у потока Хорафа4736, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там (3Цар.17:3–4).
Сделал же сие Господьдля того, чтобы избавить Илию от убиенияего
Иезавелью, чтобы Илия не погиб от голода и чтобы посредством воронов и Хорафского потока возбудить в Илии сострадание к людям, страдающим и погибающим от голода и жажды. Вороны в сравнении с другими птицами обладают особенным свойством (Пс.146:9): они очень прожорливы и не
имеют никакого чувства жалости даже к птенцам своим, ибо ворон лишь только выведет птенцов своих, покидает их в гнезде, улетая в другое место и обрекая птенцов на смерть от голода. Только Промысл Божий, пекущийся о каждой твари, спасает их от смерти: в рот к ним сами собой прилетают мухи, которых птенцы и проглатывают. И всякий раз, когда вороны, по повелению Божию,прилетая каждый день к пророку,приносили ему пищу, – утром
хлеб, а вечером мясо, совесть в Илии, – этот внутренний в человеке голос Божий,– взывала к его сердцу:
– Смотри, вороны, будучи во природе дикими, лакомыми, прожорливыми, не любящими своих птенцов, как заботятся о твоем пропитании: сами голодны, а тебе приносят пищу. Ты же, сам человек, не имеешь сострадания к людям, и не только людей, но и скот и птиц хочешь уморить голодом.
Также, когда чрез некоторое время увидал пророк поток высохшим, Бог сказал ему:
– Время уже помиловать мучимую тварь и послать ей дождь, чтобы и тебе самомуне умереть от жажды.
Но ревнитель Божий крепился, – напротив, он молил Бога, чтобы не было дождя до тех пор, пока будут наказаны еще не наказанные, и пока погибнут на земле все враги Божии. Тогда опять Господь, премудро склоняя Своегораба к милосердию, послал его в Сарепту Сидонскую4737, находившуюся не под властью царя Израильского, к бедной вдове, чтобы он размыслил в себе,

какое бедствие нанес он не только людям богатым и состоящим в
супружестве, но и бедным вдовам, которые не только во время голода, но и в годы урожаев хлеба и всякого земного обилия часто не имеют дневного пропитания. Пророк,пришедши к воротамэтого города, увидалвдову,
несущую дрова, не более двух поленьев; ибо у ней в кадке была одна только горсть муки и немного масла в кувшине. Так как Илия был мучим голодом, то он попросил у вдовы кусокхлеба. Вдовица же, поведавши ему о своей
крайней бедности в последнее время, сказала, что она хочет для себя и для своего сына из оставшейся у нее муки приготовить в последний раз обед, а потом им предстоит умеретьот голода. ЧеловекБожий мог бы этим
умилиться и сжалиться над всеми бедными вдовами, страдающими от голода; но великая ревность по Боге, побеждала всё, и он не оказывал никакого милосердия к погибающей твари, желая прославить Творца и показать всей вселенной Его всемогущую силу. Имея же от Бога, по вере своей,дар чудотворения, Илия сотворилтак, что мука и маслов доме
вдовицы оставались неистощимы; и он был питаем вдовицей до тех пор, пока прекратился голод. Пророк и умершегосына вдовицы воскресилмолитвою,
соединенною с троекратным дуновением на умершего, как о том написано в Слове Божием. Существует сказание об этом воскрешенном сыне вдовицы, что имя ему было Иона, что именно он, придя в возраст, сподобился
пророческого дара, был послан в Ниневию проповедовать покаяние; будучи же поглощен в море китом и чрез три дня выброшен им, прообразовал собою тридневное Христово воскресение, как в пророческой книге и в житии
его4738 подробно повествуется.
По прошествии трех бездождливых и голодных лет, всеблагой Бог, видя создание Свое совершенно уничтожающимся на земле от голода,
умилосердился и сказалрабу Своему Илии:
– Пойди, явись Ахаву; я хочу помиловать творение Свое и по твоему слову послать дождь на высохшую землю, напоить ее и сделать плодоносною. Ахав уже склоняется к покаянию, ищет тебя и готов послушаться тебя во всём, что ты прикажешь ему.
Пророк тотчас же из Сарепты Сидонской отправился в Самарию, стольный город Израильского царства. У царя Ахава был в то время домоправителем некто Авдий, верный слуга ему и человек богобоязненный. Он скрыл от
убиения Иезавелью сто пророков Господних, поместив их в двух пещерах, по пятидесяти в каждой, и питал их хлебом и водой. Призвав к себе этого домоправителя, царь Ахав (еще до прихода к нему Илии) послал его поискать при высохших потоках травы, чтобы было чем прокормить уже немногих
оставшихся в живых коней и другой скот. Лишь только Авдий вышел из города, то встретилсвятого пророка Илию, поклонился ему до земли и

сказал, что Ахав тщательно искал его во всём царстве своем. Святой Илия отвечал Авдию:
– Поди, скажигосподину своему: вот я, Илия, иду к нему. Авдийотказывался, говоря:
– Боюсь, как бы, когда я пойду от тебя, Дух Господень не перенес тебя в другую страну, и я окажусь тогда лжецом пред господином своим, и он, разгневавшись на меня, убьет меня. Илия отвечал:
–Жив Господь сил, пред Которымя предстою! сегодняже я покажусь Ахаву!
Авдий воротился и сказал царю. Ахав поспешил выйти навстречу человеку Божию. Когда же он увидал Илию, то от затаенной в нем злобы к пророку, не мог удержаться от жестокого слова и сказалИлии:
–Ты ли это, развращающий Израиля?
Пророк же Божий безбоязненно отвечал Ахаву:
– Не я развращаю Израиля, а ты и дом отца твоего, оставившие Господа Бога своего и почитающие скверного Ваала.
После сего пророк Божий, как имеющий в себе силу помощи Божественной, началсо властью приказывать царю, говоря:
– Немедленно пошли и собери ко мне на гору Кармил4739 все десять колен Израилевых, приведи четыреста пятьдесят нечестивых пророков, служащих другим идоламна горах высоких и в рощах4740, питающихся от стола
Иезавели; пусть они вступят в спор со мною о Боге, и увидим, который есть Бог истинный.
Тотчас же царь, разославгонцов по всей земле Израильской, собрал
бесчисленное множество народа, и всех нечестивых пророков и жрецов созвал на гору Кармил,и сам туда пришел.
Тогда ревнитель Божий Илия, ставши пред собравшимися, обратился к царю и ко всему Израильскому народу с такими словами:
– Долго ли вы будете хромать на оба колена ваши? Если Господь Бог, выведший вас рукою крепкою из Египта, есть Бог, то почему не следуете Ему? Если же Ваал есть бог ваш, то идите за ним.
Народ молчал, да и не мог что-нибудь ответить, ибо всякий израильтянин своею совестью был обличаем в заблуждении. Тогда Илия продолжал:
– Вот что: чтобы вам ныне познатьистинного Бога, делайтето, что я буду приказывать вам. Вы видите, что я только один во всем Израиле остался пророком Господним; всех же другихпророков вы убили; видите также, сколь много здесь пророков Вааловых. Итак, дайте нам двух тельцов для жертвоприношения, одного мне, а другого жрецам Вааловым; но огня не надо нам. На чью жертвус неба спадет огонь и попалит ее, бог того и есть
истинный Бог, и все должны поклониться Ему, а не признающие Его, пусть будут преданы смерти.
Выслушав эти слова, весь народ одобрилрешение пророка Божия и сказал:
–Пусть будет так; слово твое хорошо.
Когда же в средину собрания были приведены тельцы, святой Илия сказал нечестивым пророкам Вааловым:
– Выберите себе одного тельца, и вы первые приготовьте жертву, ибо вас много, а я один, и приготовлю после.Положив же на дрова тельца,огня не
возжигайте, но молитесь вашему богу Ваалу, чтобы он с неба послал огонь и сжегвашу жертву.
Бесстыдные пророки так и поступили. Бросив жребий, они взяли тельца, разделилиего на части, положили их на жертвенник поверхдров, и начали
молится Ваалу своему, чтобы он послал огонь на жертву их. Они призывали имя его с утра до полудня, крича:
–Послушай нас, Ваал, послушай!
Но не было ни голоса, ни ответа. Принялись они скакать вокруг жертвенника, но всёнапрасно. В полденьпророк Божий посмеялся над ними:
– Кричите громче, – говорил он, – чтобы бог ваш услыхал вас; должно быть, он сейчас не свободен: или занят чем-нибудь, или с кем беседует, или пирует,или уснул4741; кричите как можно громче, чтобы разбудить его.
Лжепророки громким голосом звали Ваала и, по обычаю своему, кололи себя ножами,а другие били себя бичамидо крови. Пред наступлением вечера
святой Илия Фесвитянин сказалим:
–Замолчите и перестаньте; уже время быть моей жертве.
Почитатели Ваала перестали. ТогдаИлия, обратясь к народу, сказал:
–Подойдите ко мне!
Все подошли к нему. Пророк взял двенадцать камней по числу колен Израилевых, построил из них жертвенник Господу, затем, положивна
жертвенник дрова, разделил тельца на части, положил их на дрова, вокруг жертвенника выкопал ров и приказал людям, чтобы они, взяв четыре ведра, лили воду на жертву и на дрова; так и сделали. Илия приказал повторить;повторили. Приказал в третий раз сделать то же,и сделали. Вода полилась

вокруг жертвенника, и ров наполнился водой. И возопилИлия к Богу, обратив взор свой к небу, говоря:
– Господи Боже Авраамов, Исааков и Иаковлев! Услышь ныне меня, раба Твоего, и пошли с неба огонь на жертву, чтобы все сии люди ныне познали, что Ты един Бог Израилев, а я – раб Твой, и Тебепринес жертву сию!
Услышь меня, Господи, ответь мне огнем, чтобы сердца людей сих обратились к Тебе.
И упал от Господа с неба огонь4742 и уничтожил всё сожигаемое, – и дрова, и камни, и золу, и даже воду, которая была во рву, – всё истребил огонь. При виде этого весь народпал лицом на землю4743, взывая:
– Воистину Господь есть Бог един, и нет другого Бога, кроме Него! Илия сказал народу:
– Задержите пророковВааловых, чтобы ни один из них не убежал.
Народ исполнил его приказание, и Илия отвел их к потоку Киссону, впадающему своими водами в Великое море4744. Там он своими руками заколол их4745 и нечестивые трупы их бросилв воду, чтобы земля не
осквернилась ими и чтобы воздух не заражался смрадом от них. После этого святойИлия велел царю Ахаву скорее пить и есть и запрягать конейв
колесницу, чтобы отправиться в путь, потомучто скоро пойдетбольшой
дождь, который омочит всё. Когда Ахав сел есть и пить, Илия взошел на гору Кармил.Наклонившись к земле, он положил лицо свое между коленами
своими и молился Богу о ниспослании дождя на землю. Тотчасже по
молитве его, как бы ключом, отверзлись небеса и выпал большой дождь, который омочил всех ижаждущую землю обильнонапоил. Тогда Ахав,
сознав свое заблуждение, на пути в Самарию оплакивал грехи свои. Святой же Илия, опоясав чресла свои, пеший шел впереди его, радуясь о славе Господа Бога своего.
Нечестивая царица, жена Ахава, Иезавель, узнавши о всём происшедшем, страшноразгневалась на Илию за погубление ее бесстыдных пророкови,
клянясь своими богами, послаласказать ему, что назавтрашний день, в тот
самый час, в который Илия убил пророков Ваала, она убьет его. Святой Илия устрашился смерти, ибо был человек со всеми свойственными людям
немощами, как и сказано о нем: «Илия был человек подобный нам (Иак.5:17). Из-за угроз Иезавели он бежал в Вирсавию4746, в царство Иудейское, и пошел в пустынюодин. Прошедши пустынеюодин день он сел под
можжевеловым кустом отдохнуть. Терзаемый печалью, он стал просить у Бога смерти себе, говоря:– Господи! довольно для меня, что я до сих пор жил на земле; возьми теперь душумою; ужели я лучше отцов моих?!
Пророк сказал так не вследствие скорби от гонения на него, но как ревнитель Божий, не терпящий злобы человеческой, бесчестия Божия и поношения пресвятого имени Господня: для него легче было умереть, чем слышать и видеть беззаконных, презирающих и отвергающих Бога своего. С такою
молитвою на устах Илия лег и уснул под деревом. И вот касается его ангел Господень, говоря:
–Встань, ешь и пей.
Поднявшись, Илия увидал у своего изголовья теплый опреснок и кувшин воды, встал, поел, напился воды и опять уснул. Ангел Господень вторично коснулся его, говоря:
–Встань, ешь и пей, ибо тебе предстоит далекий путь.
Илия, вставши, еще поел, напился воды и подкрепившись этою пищею, шел сорок дней и сорокночей до горы Божией Хорива4747, где поселился в
пещере. Здесь собеседником ему был Сам Господь Бог, Который явился ему в легком ветре, тихо дующем в чистом воздухе. Когда приближался к нему Господь, предшествовали страшные знамения Его явления: сначалабыла
сильная буря, разрушающая горы и разбивающая скалы, потом шел огонь, но в огне не было Господа; после огня веяние легкого ветра; тут и был Господь4748. Когда Илия услышал прохождение Господа, он закрыл лицо
свое плащом и, вышедши из пещеры, встал около нее. Он услыхал Господа, говорящего ему:
– Что ты здесь делаешь, Илия? Илия ответил:
– Ревнуя возревновал я о Тебе, Господе Вседержителе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, жертвенники Твои разрушили и пророков Твоих убили мечом; осталсяя один, но моей души ищут, чтобы отнять ее.
Господь же, утешая Илию в печали его, открыл ему, что не весь Израильский народ отступил от Него, но Он имеет семь тысяч тайных рабов Своих,
которые не преклоняли колен своих пред Ваалом. Вместе с тем Господь возвестил Илии о предстоящей в скором времени погибели Ахава и Иезавели и всего дома их, и повелел Илии предназначить на Израильское царство
некоторого достойного мужа. по имени Ииуя, который и имел истребить весь род Ахавов, а Елисея – помазать во пророка4749.Так, утешив раба Своего, Господь отошел от него. Угодник же Божий, по повелению Господню, ушел от Хорива,по пути встретилЕлисея, сына Сафатова, пашущим землю

двенадцатью парами волов; возложив на него свой плащ, святой Илия объявил ему волю Господню, нарек его пророком и приказал ему идти за собою. Елисей же сказал Илии:
– Умоляю тебя, отпусти меня на короткое время проститься с отцом и матерью моими, и тогда я пойду за тобою.
Святой Илия не воспрепятствовал этому. Елисей же, пришедши домой, заколол пару волов, на которых сам пахал, устроил угощение соседям и родственникам, а затем, простившись с родителями, ушел к Илии и всюдуследовал за ним, будучи для него слугой и его учеником.
В это время царь Ахав, под влиянием своей нечестивой жены Иезавели, к прежним беззакониям прибавил новое, следующее.
У одного израильтянина, по имени Навуфея, был виноградник близ владения царя Ахава в Самарии. Ахав предложил Навуфею:
– Уступи мне твой виноградник, чтобы он служил для меня садом, ибо он находится близ моегодворца. Тебе же я дам другой, много лучше этого;а
если тебе это не угодно будет, то деньгами заплачу тебе за твой виноградник. Навуфей отвечал:
–Сохрани меня Господь,чтобы я отдал тебе наследиемоих предков4750.
Ахав возвратился в дом свой смущенный и оскорбленный ответом Навуфея, и от досадыне мог есть хлеба.Иезавель же, узнавпричину печали его,
подсмеялась над ним говоря:
– Ужели такова твоя, царь Израилев, власть, что даже на одном человеке ты не силен проявить свою волю? Но перестань печалиться, ешь хлеб и подожди немного времени: я сама отдамтебе в руки виноградник Навуфея.
Сказавши это, она написала от имени царя приказание старейшим гражданам израильским и приложила к нему царскую печать. Написано же было, чтобы они возвели на Навуфея ложное обвинение, будто он злословил Бога и царя, и, представивши лжесвидетелей, побили бы его за городом камнями. И
совершилось то несправедливое убийствопо беззаконному приказанию. После казни ни в чем неповинного Навуфея, Иезавель сказалаАхаву:
–Теперь наследуй виноградник без денег, ибо Навуфея уже нет в живых.
Ахав, услыхав об убийстве Навуфея, немного опечалился, а потом пошел в виноградник, чтобы принять его в свое владение4751. На пути встретил его, по повелению Божию,святой пророк Илия и сказалему:
–Так как ты несправедливо убил невинного Навуфеяи незаконно завладел
его виноградником, то посемуговорит Господь: на том, самом месте,где псы

лизали кровь Навуфея, псы полижут и твою кровь; также и жену твою Иезавель съедят псы, и весьдом твой будетистреблен.
Ахав, услыхав эти слова, заплакал, снял с себя царские одежды, оделся во вретище и наложил на себя пост4752. И столь малое покаяние Ахава пред Господом возымело такую силу, что исполнение назначенного наказания всему дому его было отложено на время после смерти Ахава. Ибо Господь сказалСвоему пророку Илии:
– поелику Ахав смирился, то не наведу Я бед на дом его при его жизни, но при сыне его.
После сего Ахав прожил три года и был убит в сражении4753. С места битвы он был отвезен на колеснице в Самарию, и его кровь, текущую с колесницы, лизали псы, как и предсказал пророк Божий. Также и всё, что предсказано было об Иезавели и всем Ахавовом доме, исполнилось потом в свое время, уже по взятии святогоИлии на небо (4Цар. 9:1–37).
По смерти Ахава вместо него воцарился сын его Охозия, который оказался наследником как престола, так и нечестия отцовского, ибо, слушая свою нечестивую мать Иезавель, он поклонялся и приносил жертвы Ваалу, чем очень прогневал Бога Израилева. Однажды,вследствие неосторожности,
Охозия упал из окна своего дома и очень сильно заболел. Он отправил послов к ложномубогу Ваалу, собственно же к бесу,который жил в идоле
Вааловом и давал ложные ответы обращавшимся к нему с вопросами. К тому бесуон и послал спросить о своем здоровье, выздоровеет ли он от болезни.
Когда послы Охозии шли к Ваалу, на пути, по повелению Божию, предстал им пророк Илия и сказал:
– Разве нет Бога в Израиле, что вы идете спрашивать у Ваала? Возвратитесь и скажите пославшему вас царю, – так говорит Господь: с постели, на которую ты слег,не встанешь, но умрешьна ней.
Возвратившись, посланные передали эти слова больному царю. Царь спросил их:
– Каков видом человек, сказавший вам эти слова? Они отвечали:
– Человек тот весь в волосах и по чреслам своим подпоясан кожаным поясом. Царь сказал:
–Это Илия Фесвитянин.
И послал он старейшего пятидесятиначальника и с ним пятьдесят человек, чтобы они взяли Илию и привели к нему. Те пошли и увидали Илию на горе

Кармиле, ибо он привык пребывать преимущественно на этой горе. Увидав Илию сидящим на верхугоры, пятидесятиначальник сказалему:
– Человек Божий!сойди сюда; царь приказывает тебе идти к нему. СвятойИлия отвечал пятидесятиначальнику:
– Если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и пятьдесят мужей твоих.
И тотчас упал с неба огонь и пожегих. Царь послалдругого
пятидесятиначальника с таким же числом людей, но и с ними случилось то же: упавший с неба огонь попалили их. Царь послал третьего
пятидесятиначальника с пятьюдесятью мужами. Этот пятидесятиначальник, узнав, что случилось с прежде него посланными, пришел к святому Илии со страхом и смирением и, павши на колени пред ним, умолялего, говоря:
– Человек Божий! вот я и сии рабы твои, пришедшие со мною, стоим пред тобою; помилуй нас: мы не по своей воле пришли, а посланы к тебе; не погуби нас огнем, как погубил ты посланных прежденас.
И пощадил пророк пришедших со смирением; прежде же приходивших он не пощадил потому, что они приходили с гордостью и властью, хотели взять его как пленника и вести его с бесчестием. Господь повелел святому Илии идти с этимитретьими безбоязненно и сказатьцарю то же, что прежде говорил.
Посему человек Божий, сошедши с горы, пошел с пятидесятиначальником и с его людьми. Пришедши же к царю,Илия сказал ему:
– Так говорит Господь: так как ты посылал спрашивать Ваала о жизни твоей, как будто во Израиле нет Бога, Которого ты мог бы спросить, то за это ты не встанешь с одра, на котором лежишь, но умрешь.
И умер Охозия, по слову Божию, изреченному устами пророческими. После Охозии вступил на царство брат его Иорам, потому что Охозия не имел
сыновей. На сем Иораме прекратился род Ахавов, будучи истреблен гневом Божиим во дни святогопророка Елисея, как о том пишется в житии его.
Когда же приблизилось время, в которое Господь определил взять к Себе Илиюживым, во плоти, Илия и Елисейшли из города Галгала в город
Вефиль. Зная по откровению Божию о приблизившемся взятии своем на небо, Илия хотел оставить Елисея в Галгале, смиренно скрывая от него предстоящее свое от Бога прославление. Он сказал Елисею: «оставайся тыздесь, ибо Господь послал меня в Вефиль». Елисей же святой, также, по откровению Божию, знавший о предстоящем совершиться, отвечал:

– Жив Господь и жива душа твоя, что не оставлю я тебя, – и оба пошли в Вефиль. Сыны пророческие4754, жившие в Вефиле, подошедши к Елисею наедине, сказали ему:
– Знаешь ли ты, что Господь возьмет от тебя господина твоего над главою твоею?
Елисей отвечал:
–Знаю и я, но молчите.
После этого Илия сказал Елисею:
– Оставайся здесь, меня же Господь послал в Иерихон. Елисей ответилему:
– Жив Господь и жива душа твоя, что не оставлю я тебя, – и пришли оба в Иерихон. Сыны пророческие, которые были в Иерихоне, подошедши к Елисею, сказали ему:
– Знаешь ли ты, что сегодня Господь возьмет от тебя господина твоего над главоютвоею?
Елисей отвечал:
–Я узнал уже, молчите.
Святой Илия опять сказал Елисею:
– Оставайся здесь,потому что Господьпослал меня к Иордану. Елисей же сказал:
– Жив Господь и жива душа твоя, что я не отстану от тебя, – и пошли вместе. Вслед за ними, в отдалении от них, пошли пятьдесят человек из сынов пророческих; когда оба святые пророки дошли до Иордана, Илия взял свой плащ, свернул его и ударил им по воде; вода расступилась на обе стороны, и они прошлиоба чрез Иорданпосуху. Перешедши Иордан,Илия сказал
Елисею:
– Проси у меня, что бы мне для тебя сделать,прежде нежели я буду взят от тебя.
Елисей отвечал:
– Прошу, чтобыдуха, который в тебе, было во мне вдвое больше, чем в тебе4755.
Илия сказал:

– Трудного ты решился просить;но, впрочем, если увидишь, как я буду от тебявзят, то будет по твоему; если же не увидишь,то не получишь.
Когда они шли и разговаривали так, вдруг внезапноявилась колесница и
кони огненные4756 и разлучили их друг от друга, причем Илия в вихре был взят на небо.Елисей же смотрел и восклицал:
– Отче, отче! Колесница Израилева и конница его! (Этими словами он как бы говорил: ты, отче, был всею силою для Израиля: твоею молитвою и
ревностью ты помогал Израильскому царству гораздо более, чем помогали ему великое множество военных колесниц и всадников вооруженных).
Елисей уже более не видел Илии4757. Тогда он взялся за одежды свои и в
скорби разодрал их. Вскоре упал к ногам его брошенный свыше плащ Илии. Подняв его, Елисей остановился на берегу Иордана и, разделив им подобно Илии воду на обе стороны, перешел посуху и стал наследником благодати,действовавшей в его учителе. Святой же пророкБожий Илия, на огненной
колеснице взятыйвместе с плотию на небо, до сих пор жив во плоти,
хранимый Богом в селениях райских. Его видели три святых Апостола во время преображения Господня на Фаворе (Лк.9:30), и опять увидят его обыкновенные смертныелюди пред вторымпришествием Господа на землю.
Избежавший смерти от меча Иезавели, он пострадает тогдаот меча
антихристова (Откр.11:3–12), и уже не только как пророк, но и как мученик удостоится в лике святых большей, чем теперь, чести и славы от праведного мздовоздаятеля Бога, в трех Лицах Единого, Отца и Сына и Святого Духа,
Которому честь и слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь4758. Тропарь, глас 4:
Во плоти ангел, пророковоснование, второй предтечапришествия Христова,
Илия славный, свыше пославый Елисееви благодать недуги отгоняти и прокаженныя очищати. Темже и почитающым его точит исцеления.
Кондак, глас 2:
Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, моли о нас единаго Человеколюбца.
* * * 4725
Господь избрал и отделил Авраама и его потомков от прочих народов для сохранения и распространения между людьми истиннойверы в Бога.
Палестина, которую Бог отдал Аврааму и его потомству, наилучшим образом соответствовала назначению народа Божия. Она ограждена с севера

Ливанскими горами, с востока – Сирийско-Аравийскою пустынею, с юга – каменистою Аравийскою пустынею, с запада – Средиземным морем. Такою крепкою оградоюнарод Божий был отделен и защищен от влияния
язычников и мог служить Богу, беспрепятственно и свободно выполнять свое назначение. Не менее соответствовала назначению народа Божия Палестина своим положением на границе Азии, Африкии Европы, в срединемежду
древними народами (Иез.5:5). Народ Божий мог быть в общении со всеми могущественными, образованными народами древности и сообщать им откровения Божии. Когда насталовремя просвещения народовсветом
Божественного учения, проповедникам его из Палестины открыты и близки были пути ко всем народам мира.
4726
Иеровоам происходил из колена Ефремова, был один из надзирателей над рабочими при построении храма вИерусалиме и был очень любим
Соломоном. Когда в земле Израильской явилось много недовольных,которые восстали противСоломона за увеличение им налогов,
предводителем их явился Иеровоам. Узнав об этом, Соломон велел казнить Иеровоама, но тот скрылся в Египет.
4727
Сиким или Сихем находился в средине западной части Палестины,впоследствии образовавшей Самарию.
4728
Город Вефиль находился в южной части Самарии, на север от Иерусалима, а город Дан на севере Галилеи.
4729
В стране Заиорданской, в восточной половине Палестины.4730
Город Фесвит или Фесва находился в восточной части Галаадской страны, простиравшейся от горы Ермона до реки Арнона, – на восток от Иордана, близ Галаадских гор.
4731
Серафимы (с евр. – пламенные, огненныесущества) – ближайшие к Богу,
самые высшие духовные существа, которые, окружая престол Господа славы, неумолкаемо взывают: «Свят, свят, свят Господь Саваоф (т.е. Господь воинств), вся земляполна славы Его» (Ис. 6:1–13).
4732

Ваал считался у хананейских народов главным богом. Под именем Ваала они обоготворяли солнце, как источник плодотворной силы в природе.
4733
Слова: «Жив Господь Бог твой, жива душа твоя» –равносильны нашей
клятве: «клянусь Богом». Древние евреи, желая заверить в истинности своих слов, употребляли обыкновенно именно эти слова в качестве клятвы.
4734
Побуждаемый гордостью Давид хотел сосчитать свой народ. За такой грех Господьпослал на его царство моровуюязву, от которойв три дня умерло 70 000 человек.
4735
В Палестине, как и в других жарких странах, дождь бывает только осенью и весною, зато росы очень обильно напаяют землю. Они бывают так велики, особенно летом, что земля увлажняется ими, как послесильного дождя.
4736
В Сирии, близ Дамаска. 4737
Город Сарепта находился на западе Финикии, на берегу Средиземного моря, близ Сидона.
4738
22 сентября
4739
Гора Кармил находится на северо-западе Самарии,близ Средиземного моря.
Илия избрал эту гору для собрания потому, что она была главным местом служения Ваалу в Израильском царстве.
4740
Наравне с Ваалом почиталась Астарта или Ашера. Она была богинею неба (Иер.7:18), луны и богинею счастья,любви, плодородия, войны и охоты.
Изображалась с женскою головою, украшенною лунным серпом или двумя рогами. Служение Ваалу совершалось на высотах, а Астарте в долинах, в зеленых дубравах (рощах).Дубравами в честь Астарты всегда были
окружены капища Ваала, построенные на холмах и горах, и в них, у подножия холмов, ставились жертвенники Астарты. Жрецы Астарты имели название «дубравные». Ваал кроме своего значения, как бог солнца,Ваал-

Зевул, бог мух, потому что Филистимляне, жившие на низком берегу моря и страдавшие от множества мух и других насекомых, молились ему об избавлении от мух. Он считался также целителем недугов и прорицателем. Ваал-Вериф бог клятв, договоров, союзов. Ваал-Фегор, бог войны.
Израильтяне легко увлекались служением идолам, потому что служение истинному Богу требует добродетелей, молитвы, сокрушения о грехах, постов, а служение идолам сопровождалось плясками, пиршествами, пьянством и другимичувственными наслаждениями.
4741
У евреев был обычай спать в самую жаркую пору дня, с 10 или 11 часов дня до 3 полудня.
4742
Ниспадение огня с неба выражало, что Бог милостиво принимаетприносимую Ему жертву.
4743
Евреи во время молитвы падали лицом ниц на землю. Этим они выражали сознание своего падения пред Богом и ничтожества своего пред величием Божиим, а также свое сокрушение о грехах.
4744
Поток Киссон протекал близ горы Кармила, на север от нее; впадал в Средиземное море, котороеназывалось «Великим'морем.
4745
По закону Моисееву должно было подвергать смертной казни явных идолопоклонников, особенно тех, которые увлекали других к идолопоклонству (Втор. 13:1–18).
4746
Город Вирсавия находился на юге Иудеи. 4747
Гора Хорив находится в юго-западной части Аравийского полуострова, на север от Чермного (Красного) моря, близ горы Синая, несколько на северо- запад от нее.
4748
Илия находил необходимым, чтобы погибли все нечестивые люди. Господь же явился Илии ни в буре, ни в землетрясении, ни в огне, но явился в тихом

ветре, чтоб показать, что Он,хотя и мог бы погубитьнечестивых грозными
явлениями природы, но за лучшее признает управлять людьми с кротостью и долготерпением.
4749
Из этого видно, что через помазание царей и пророков сообщается им Дух Святой, Который недосягаемо возвышает их пред прочими людьми и делает их представителями и орудиямивласти Божией над людьми.
4750
Закон Моисеев запрещал продавать наследственные владения (Числ.36:7). 4751
Имение казненных за преступления против царя поступало в пользу царя. 4752
Древние для выражения скорби раздирали на себе одежды свои, то есть надрывали их спередина груди, посыпалиголову пеплом или землею,
надевали на себя вретище, то есть жесткую из войлочной материи, узкую, без рукавов, одежду, которая походила на мешок, постились, не мыли своего тела. не чистили и не меняли одежд, снимали с себя всякие украшения, даже башмаки и сандалии (дощечки, прикрепляемые к подошвам ремнями), и ходили босые, стригли волосына голове и бороду. В глубокой горести
садились или ложились на землю в пыль и пепел, закутывали подбородок, т.е. лицо ниже носа, в знак того, что не хотят говорить, и даже закрывали всё лицо и голову.
4753
Во время войны с царем сирийским Венададом. 4754
Сынами пророческими у израильтян назывались ученики пророков. Они составляли из себя уколы, или общества, – воспитывавшиеся под
непосредственным воздействием пророков. Ученики пророческие занимались молитвою, назидательными беседами, благочестивыми песнопениями и музыкою,и возвышались иногдадо божественного
вдохновения. «Пророчествовать», по священному Писанию,не всегда значит
«предсказывать будущее» по откровению Божию; но это слово иногда означает «вести под влиянием Духа Божия вдохновенные речи, говорить
назидательные, помазанные проповеди, толковать Слово Божие (1Кор.14:3– 6), слагатьмолитвы и песнопения Богу, произносить и петьих под звуки

музыки». Всё это и было целью и задачею пророческих школ. Такие школы были в Раме, Вефиле, Иерихоне, Галгале и в других местах.
4755
Пророк Елисей видел, что даже пророкИлия, обладавший великим
нравственным духом и пророческим даром, не мог обратить к истинному Богу закоснелых нечестивцев между Израильтянами; потому, ревнуя о славе Божией и сознавая свою немощь, он просил себе вдвойне пророческого и
чудодейственного духа, который был у Илии. 4756
Сила Божия, взявшая Илию на небо, явилась в виде огненной колесницы и огненных коней для того, чтобы засвидетельствовать о пламенном духе и слове Илии, чтобы прославить его, как победоносного ревнителя славы
Божией и охранителя Израильтян, и чтобы показать. что он восхищентуда, где обитаютдухи, горящие любовиюк Богу, как пламень огненный.
4757
В 21-ой главе 2 кн. Паралипоменон о царе Иораме, управлявшем Иудеею уже по взятии св. Илии, сообщается, что «пришло к нему письмо от Илии
пророка», в котором пророкобличил его беззакония, предсказывал ему злуюкончину.
4758

В ИСКУССТВЕ И АРХИТЕКТУРЕ

Огненное восхождение Илии Пророка. Русский Север, XVI век Государственный исторический музей

На иконе показано несколько чудес, происходивших с ветхозаветным пророком Илией. В центре, на фоне алого круга, Илия возносится на небо: согласно библейскому тексту, за ним явилась пламенная колесница, запряженная огненнымиконями. Иконописец контурноизобразил повозку
и лошадей на фоне огненного круга, похожего на солнце. Слева это «солнце» держит ангел — визуальный намек на то, что колесницуподнял на небеса
незримый дух, посланный Богом. В правом верхнем углу — полукруглые линии, которые символизируют Небеса, и Господь, встречающий своего пророка.

Еще две сцены внизу отражают библейские рассказы о чудесном питании Илии в пустыне: слева ангел склонился над пророком, чтобы разбудить его и дать воду и пищу (рядом видны сосуды), а правее еду ему приносит ворон (чернаяптица на горе).

Наконец, человек, который схватил Илию за плащ, — его ученик и преемник пророкЕлисей: по тексту он подобрал упавшую с колесницы милоть .
На иконе Елисей берет ее в руки, будто снимая с плеч Илии, и одновременно стоитна ней, подбирая ее с земли.

Огненноевосхождение Илии пророка

Коллекция Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова

Икона«Огненное восхождение Илии Пророка» I половина XIX века (до и поcлереставрации)

Илия пророк— один из самых почитаемых в христианском мире
ветхозаветных пророков. Он жил в первой половине IX века до нашей эры. По преданию, за аскетическую жизнь и борьбу с язычеством по окончании земного служения был взят в огненной колеснице живым на небо. Илию пророка на Руси почитали как прорицателя и грозного обличителя идолопоклонства. Также ему приписывали чудодейственную власть над
стихийными силами природы — грозой и тучами, громом и молниями.

Согласно легенде, Илия должен был явиться на землю перед пришествием Мессии, поэтомув новозаветных текстах его отождествляли с Иоанном
Крестителем. А взятие Илии на небо, так называемое «Огненное восхождение», толкуется также как прообраз «Вознесения Господня». Память святогопразднуется 2 августа по новомустилю.

Икона «Огненное восхождение Илии пророка» рассказывает о нескольких
сценах из жизни святого.Композиция двухрядная, в ней противопоставлены
«земная» и «небесная» сферы. Внизу в центре — изображен Илия в пустыне (в пещере), к нему подлетает ворон, который несет пищу. По легенде, пророк бежал от преследования, жил в пустыне и только ворон спас его от голодной смерти. Внизу справа — спящему Илие является ангел. Внизу слева
изображен речной поток, на его берегу стоит ученик Илии Елисей, он взмахнул над водой чудодейственной милотьюИлии — плащом
из овечьейшерсти.

Всю верхнюю часть композиции — «небо» — занимает огненный вихрь с многочисленными языками пламени. Илия на огненной колеснице, запряженной крылатыми конями, покидает землю. А свою милоть
он сбрасывает Елисею,который стоит на земле, воздев руки к небу.

Колорит иконы характерен для местной приенисейской иконописной традиции — темно-зеленый и сизо-синий оттенки фона дополнены крупнымипятнами красного и коричневого цветов с включением охры и белил.
Позем — условное изображение земли — обозначен горками, художник нанес их широкими мазкамиразбеленной краски. Узкие черные поля
картины отделены от средника — центральной части — белильной линией. Картину обрамляет двойная бело-красная опушь — тонкаяполоса по краю.

Икона «Огненное восхождение Илии Пророка» поступила в музей в 1984 году от художника ВладимираКапелько. В 2012 годуее восстановил
реставратор Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова Дмитрий Ильин.

ВЗЯТИЕ НА НЕБО

ВОСХОДИЛИ ЛИ ЕНОХ И ИЛИЯ НА НЕБО?

В ночной беседе с Никодимом Спаситель говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3: 13). В этой фразе многие противники Христовы усматривают противоречие словам Писания, ведь в Ветхом Завете повествуется, как Илия вознесся на небо и Еноха Бог забрал к Себе. Но давайте попробуем
разобраться с этим вопросом, используя ключ к Писанию – Предание отцов Церкви.

Енох

Рассмотрим вначале повествование о Енохе. Апостол Иуда говорит, что Енох был седьмым от Адама (см.: Иуд. 1: 14). В Библии есть две фразы, повествующие об окончании его земной жизни: в Ветхом Завете сказано: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5: 24);

о Енохе также говоритапостол Павел: «ВероюЕнох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» (Евр. 11: 5). В обеих фразах нет ни слова о небе. Сказано лишь, что Енох был переселен, но разве переселение должно обязательно быть на небо? Енох был перемещен в некое место, но это не то место, куда взошел Христос. Святитель Григорий Палама говорит: «Еноха переместил Бог; следовательно – переместил его на небо? – Прочь, такая мысль! – Потому что, как говорит Евангелие, “никтоже взыде на небо, токмо Сшедый с небесе”»[1]. Столь же апофатично об участи Еноха высказывается и святитель ФеофилактБолгарский: «Итак, что он живым был переселен и что теперь еще живет – мы знаем, но где или как – неизвестно, так как в Писании не сказано об этом»[2]. Поэтомуи говорить, что слова Христа противоречат жизнеописанию этого праведника, нет ни малейшего основания.
Особого внимания заслуживает еще один аспект в анализе текстов Ветхого и Нового Заветов. Спасительговорит о Себе как об активном участникевосхождения на небо, а Енох пассивно участвует в переселении. Подчеркнем, что Спаситель Сам взошел на небеса, Еноха же переселил Бог и не на небо, а в некое место.
Что случилось с другим ветхозаветным праведником, который, как и Енох, пока что не вкусил смерти? Куда же вознесся пророк Илия?
Пророк Илия
Вопрос о вознесении Илии более сложный и более интересный. Что мы знаем о пророке Илиии его восшествии на небо? В Синодальном переводе Библии говорится: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2: 11). Казалось бы, вот явное противоречие словам Христа, что «никто не восходил на небо, как только сшедшийс небес Сын Человеческий» (Ин. 3: 13). Но неужелиСпаситель не знал этой истории с Илией? Неужели ее не знал апостол Иоанн, приводящий словаХриста? Почему же знаток законаи пророков Никодимтут же не опроверг Спасителя повествованием о вознесении Илии? Вероятно, потому, что во временаСпасителя в 4-й книге царств не говорилось о вознесении пророкаИлии на небо.
Дело в том, что для перевода книги Ветхого Завета на русский язык (так называемый синодальный перевод) за основу был взят Масоретский текст. Текст,который иудеи-масореты редактировали вплоть до X века по Рождеству Христову, всячески «зачищая»пророческие и мессианские места.
Но в Церкви наибольший авторитетимел другой переводкниг Ветхого Завета
–перевод 70 толковников. Эта работа была осуществлена в III–II веках до Р.Х. еврейскими мудрецами. Данным текстом пользовались апостолы, святые отцы, проживавшие в Восточной части Римской империи.Именно этот перевод был взят за основу святыми Кириллом и Мефодием. Посмотрим, что же в нем говорится о вознесении Илии на небо:

«И бысть идущема има, идяста и глаголаста: и се, колесница огненная и кони огненнии, и разделиша между обема. И взят бысть Илия вихром яко на небо» (4 Цар. 2: 11).
Единственное отличиеот Масоретского текстав частице «яко»,однако смысл от этого меняется кардинально. Илия был взят не на небо, но как бы на небо, то есть был поднят в воздух. Как понимали данное место Писания святые отцы?
Святитель ИоаннЗлатоуст: «Илия, восходилкак бы на небо, потомучто он был раб, а Христос вознесся на самое небо, потому что Он был Господь»[3]. Святитель Кирилл Иерусалимский: «Тот “аки на небо” (4 Цар. 2: 11), а Иисус прямона небо»[4].
Святитель Фотий: «И Илия, как раб, бысть взят на воздушную высоту, но не на небо, а “яко на небо” (4 Цар. 2: 11). Господь же, как Владыка всяческих, не яко на небо вознесеся, но действительно на небо вознесся»[5].
Евфимий Зигабен,  цитируя блаженного  Феодорита  Киррского,  говорит:
«Повелевается им (ангелам) отворить вечные врата, как никогда для природы человеческой не отворявшиеся. Ибо из людейне прошел их никто. Хотя великийИлия и вознесся, но не на небо,а – как бы на небо»[6].
Преподобный Максим Грек: «Также и Илия взят был не на небо, но яко на небо»[7].
Гимнографические произведения также говорят об относительном вознесении пророка:
Так, Преп Андрей Критский воспевает: «Колесничник Илия колесницею добродетелей вшед, яко на небеса, ношашесяпревыше иногда от земных: сего убо, душе моя, восход помышляй»[8].
Преп. Роман Сладкопевец, замечает, что, прор. Илия хоть и был вознесен, но не сподобился войти в рай: «Илия же, седяй на огненней колеснице взыде, яко на небо, якожепишется, но не достиже небесе»[9].
Из приведенных цитат следует, что пророк Илия был взят не на небо. Но куда? И где он находится сейчас? Пророк был поднят на воздух («яко на небо»), однако это небо не одно и то же с небом духовным, раем. Весьма апофатично об этом размышляет преп. Симеон Новый Богослов: «Илия был взят на огненнойколеснице и прежденего Енох, не на Небеса,а в некое другое место,хотя и не сам по себе, однако же был преложен»[10]. Более катафатичный образ даёт Святитель Григорий Двоеслов. Он описывает место пребывания пророка Илии так: «Илия был восхищен на небо, но на воздушное, которое отличноот эфирного… так что он был отведенв сокровенную областьземную, где должен обитать в телесном и душевном успокоении дотоле, пока при кончине мира паки явится на земле заплатить долг смерти»[11].
Пророк Илия вознесся «яко на небо» не собственной силой, но на огненной колеснице, при помощи ангелов,как писал святитель Фотий[12]. Так в вознесении Илии проявилась его человеческая природаи человеческая немощь,он не мог сам взойтина небо и был вознесенангелами. Христос,

возносясь, показалСвою Божественную природуи всемогущество. СвятительГригорий Двоеслов говорит: «Илия вознесся на небо на колеснице в доказательство того, что он, яко человек, не мог быть без внешних пособий. Это пособие сделали ему ангелы, когда он восходил на воздушное небо; ибо он сам собою не мог вознестись и туда, потому что естественная слабость не позволяла ему отделиться от земли; между тем как Спасителю не нужна была колесница, не нужны были ангелы, ибо Творец Своею Божественною силою вознесся на небо, потому что Он возвратился туда, откуда сошел; вошел туда,где от века имел пребывание: ибо хотя по человечеству Он возносился, но по Божеству обладал и небом и землею»[13]. Следовательно, Спаситель, Сын Человеческий, вознесся Сам на небо, как и обещал,а Илия был поднят в воздух и помещен в сокровенную область земную.
Если Илия был взят «яко на небо», то что же за небо, на которое взошел Спаситель? Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, Сын Божий «делается Человеком, но не покидает небес и лона Отчего»[14] и, обожив человеческую природу, «восходит туда, где был прежде как Бог»[15]. Сын Божий, вторая Ипостась СвятойТроицы, восприняв человеческую природу, возносит ее в
«лоно Отца», или, как говорится в Евангелии, одесную Бога (см.: Мк. 16: 19). Туда, куда ни один из людей, ни даже ангелы, не могут взойти, туда, где только Дух проницает глубины Божии.

Вывод

Итак, мы коснулись таинственного сокрытия Богом двух ветхозаветных праведников. Пророк Илия и Енох были перемещены в некое сокровенное земное место, в котором и ожидают дня апокалипсиса. Пророки не восходили на небо, в этом не встречается разногласия со словами Христа,произнесенными в ночной беседе с Никодимом: «Никто не восходил на небо, как только сшедшийс небес Сын Человеческий, сущий на небесах»(Ин. 3: 13).
Диакон Петр Михалев

Пророк Илия на колеснице вознесся на небо: как понять этот загадочный эпизод Библии?

В житии пророка Илии есть один известный эпизод: он вознесся на небо в огненной колеснице. Но что это за небо, на которое вознесся Илия? И что у него была за колесница?


Вот что рассказывает об этом событии 4-ая книга Царств:

В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала … И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне.И сказал он [Илия]: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет.Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо (4 Цар 2:1, 9- 11).

Из этого рассказа ясно, что ни сама колесница, ни небо не имеют в этом
рассказе какого-то центрального значения. Они являются лишь метафорами, которые указывают на смысл происходящего, который очень трудно изложить рациональным языком. Тем не менее, мы можем понять, что Илия вознесся не сам собою; его вознес Господь, причемпророк до последнего
момента не знал, случится ли это или нет. А вот на какое небо Господь вознес Илию – остаетсявопросом. Тем более,что в церковнославянском
варианте текст звучит еще более загадочно: И взятъ бысть Илiа вихромъ яко на небо – то есть был взят «словно бы небо» и вовсе не колесницей, а неким вихрем – то есть движением, силой.


Так куда же Господьпереселил Илию?

Многие святые отцы и авторитетные толкователи Библии отвечали: в рай. Но сразу делали уточнения.

Илия был вознесен«в воздух на высоту,с которой он уже невидимо
перенесен был к радостям рая», – так считал святой Бéда Достопочтенный, богослов и толкователь Священного Писания, живший в конце VII – начале VIII веков в Британии. Гораздо позднее, на стыке XIX и XX веков, русский епископ Виссарион (Нечаев) писал: лишь со стороны «казалось… что он возносился на видимое небо»,в действительности же Илия был взят «в
невидимые горниеселения к небожителям».

Почему потребовались уточнения? Потому, видимо, что рай, согласно Библии, расположен вовсе не на том «небе», на которое люди смотрят с земли. Если мы заглянем в начало книги Бытия, то прочтем там, что Господь насадил… рай в Едеме на востоке,и поместил там человека,
которого создал (Быт. 2:8). Райский сад был создан не где-то на небесах, а на первозданной земле, и давал началобольшой реке, впоследствии
разделявшейся на четыре – Фисон, Гихон,Тигр и Евфрат (Быт. 2:10-14). Но

после грехопадения люди были изгнаны из Едема, и рай был для них затворен.Затворен до тех пор, пока Иисус Христосне сделал его вновь
доступным для кающегося человека, совершив Свою искупительную Жертву на Кресте.Ныне же будешь со Мною в раю, – первым эти слова услышал
разбойник, распятыйна кресте рядом с Господоми принесший искреннеесердечное покаяние (Лк 23:42).

«Небом» рай можно назвать разве что условно – но и сказать, что он по-прежнему расположен где-то на земле, будет,по-видимому, ошибкой.
Святые отцы описывают рай (Царство Небесное, Горний Иерусалим) не какнекое пространство, а как состояние человека. Например, преподобный Максим Исповедник говорит:

«По мнению одних, Царство Небесное – это образ жизни достойных на небесах. Другие…определяют его как ангелоподобное состояние
спасающихся. Третьи – как облик божественной красоты тех, кто несет в себе образ Небесного Бога. Все эти три мнения, как мне думается, согласуются с истиной».



Мы не можем ответить на вопрос, где находится рай, но можем сказать, что это состояние предельной близости к Богу, азначит – «место» любви,
радости и света. Туда-тои вознес Господьпророка Илию.


Если рай был затворен – как Илия мог туда вознестись?

Это действительно факт поразительный: люди дохристианской эпохине
могли даже надеяться попасть в рай. В Священном Писании говорится, да и то полунамеком, лишь об одном случае, кроме Илии,когда в рай был
вознесен ветхозаветный праведник, – Енох, потомок Адама и Евы в седьмом поколении. Ходил Енох пред Богом;и не стало его, потому что Богвзял
его (Быт 5:24).Толкование этого местаможно найти в неканонической
библейской книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: Енох угодил Господу и был взят на небо,– образ покаяния для всех родов (Сир 44:15).

Святитель Кирилл Иерусалимский в IV веке попытался разделить понятия
«неба», на которое вознесся пророк Илия, и «рая». Для этого он обратился к известному отрывку из Второго послания к Коринфянам апостола Павла, в котором тот рассказывает о человеке во Христе, который восхищен был до третьего небав рай и слышал неизреченные слова,которых человеку

нельзя пересказать (2Кор 12:2, 4). Из этого фрагмента святитель Кирилл сделал вывод: рай расположен на третьем небе, Илию же (и всех прочих ветхозаветных праведников) Бог, очевидно, вознестолько на первое.

То есть Илия, согласно этой догадке, оказался вознесенне в сам рай, а в
некое его преддверие. Конечноже, это только предположение, котороетоже вызывает закономерные вопросы. Чем, например, такое преддверие раяотличается от чистилища, которое в православном богословии считается
чисто католическим изобретением и вымыслом?

Так что популярное утверждение, что первым из людей в рай попал тот
самый разбойник, распятый рядом со Христом, может быть, и неверно с точкизрения библейского откровения. Другое дело, что пример
покаявшегося разбойника невероятно значим для нас, потому что ни Илия,ни Енох, никто из нас не мог бы и не может спастись без сопричастности искупительной жертве Христа, непосредственным свидетелем которой был именно разбойник, первым последовавший за Ним.

Ясно по большому счету только одно: что оба вознесения – и Еноха, и Илии
– были событиями абсолютно исключительными и должны были утвердить веру ветхозаветного человека в загробную жизнь и в будущее воскресение из мертвых, - об этом писал в конце XIX века известный русский библеист, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин. Эту же мысль развивал и епископ Виссарион (Нечаев): с Илией и Енохом «случилось то же, что случится во Второе Христово Пришествие с теми, которых оно застанет в живых: они не умрут, а вместе с воскресшими из мертвых изменятся вдруг, во мгновение ока… и соделаются нетленными» (ср.: 1 Кор 15:51-52).

И тут важно сказать, что вознесение Илии имело еще один, не менее важный смысл – пророческий. Оно стало прообразом Вознесения Господа Иисуса Христа, на 40-й день после Его Воскресения из мертвых, писал святитель
Кирилл Иерусалимский.

«Пророки возвещали тайну Вознесения Господане только словами,но и
делами, – писал святой Бéда. – И Енох … и Илия, кто был восхищен на небо,несли свидетельства о том,что Господь взойдетнад всеми небесами».

То есть пророк Илия и Иисус Христос вознеслись на одно и то же «небо»?

Конечно,между вознесением Илии и Вознесением Господним была
существенная разница. Господь вознесся Своей Собственной силой – а Илию подняла ввысь огненная колесница, под которой толкователи понимают чаще всего ангельские силы. (Епископ Виссарион добавляет к этому, что огненный вид колесницы соответствовал характерной для Илии «горячей как огонь
ревности о славе Божией» и, кроме того, «был образом грозных судов Божиих, вестником которых Илия будет пред вторым Христовым пришествием».) Илия был вознесен в рай, созданный Богом для людей, – Господь же вознесся со Своимчеловеческим телом в Небесную славу,
присущую Ему от вечности как Богу. Церковь выражает эту мысль в словах о том, что «Христос воссел одесную Отца».

Тем не менее,взятие пророка Илии на «небо»символизировало собой
именно грядущее Вознесение Богочеловека Иисуса – эту мысль повторяют так или иначе все святые отцы, писавшие о Вознесении. Так же как возвращение Илии на землю в конце времен, предсказанное пророком Малахией (Мал 4:5-6), станет верным признаком Второго Пришествия Господа.

АУДИО- И ВИДЕО-МАТЕРИАЛ

ТРОПАРЬ, ГЛАС 4

Во плоти ангел, пророков основание, второй предтеча пришествия Христова, Илия славный, свыше пославый Елисееви благодать недуги отгоняти и прокаженныя очищати. Темже и почитающим его точит исцеления.

КОНДАК, ГЛАС 2

Во плоти ангел, пророков основание, второй предтеча пришествия Христова, Илия славный, свыше пославый Елисееви благодать недуги отгоняти и прокаженныя очищати. Темже и почитающим его точит исцеления.

МОЛИТВА СВЯТОМУ ПРОРОКУ ИЛИЕ

О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельским житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господу Богу Вседержителю, еще же знамении и чудесы преславными, таже по крайнему благоволению к тебе Божию преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на небо, сподобльшийся беседовати с преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй престолу Небесного Царя! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходотайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими, да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней православней вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людий в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобной брани. Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащия власти наша в велицем и многотруднем подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей. Пособствуй христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Богу, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и о послушании своем рачение. Да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.
Made on
Tilda